Жукова Виктория Геннадьевна
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста
В требованиях ФГОС ДО подчёркивается осуществление практико-ориентированного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Данный подход подразумевает, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду научатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Толковый словарь русского языка» даёт следующие определения самостоятельности : это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике самостоятельность рассматривается как волевая сфера личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Исследования по проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка :
Во-первых, самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
Во-вторых, уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
В развитии самостоятельности дошкольников можно выделить два основных этапа.
Первый этап - когда малыш действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки. Ребёнок действует без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
На втором этапе дошкольник уже самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но сходных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела кухню, убрала книги в шкаф. Без просьбы мамы мальчик бежит в комнату и приносит стул соседке, которая зашла к маме в гости.
На третьем этапе освоенное действие приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Можно отметить, что самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы дошкольника. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой, в которых ребёнок приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая детская деятельность оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности : игра способствует развитию активности и инициативы.
Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности. Учёный отмечал, что в дошкольном возрасте игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников.
Развитой самостоятельности присущи следующие черты:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (устранить беспорядок, полить цветы и т. д);
• умение действовать без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
• сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель деятельности, предвидеть результат);
• рефлексия и элементарный самоконтроль;
• умение переносить известные способы действия в новые условия.
При воспитании у ребёнка самостоятельности педагогам и родителям необходимо знать следующие правила:
• нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социального статуса.
• самостоятельность - не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых;
• самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда соответствует принятым в обществе нормам и правилам;
• необходимо, чтобы ребёнок знал об определенных правилах и нормах поведения, а также имел постоянное поручение, соответствующее его возрасту;
• воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых;
• главной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека и полное устранение от поддержки его действий;
• показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.
Самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Родителям и педагогам необходимо учитывать это, уважать детскую независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.
Список источников:
1. Беседин, А. Н. Книга практического психолога / А. Н. Беседин, И. И Липатов. - Харьков, 2011.- 145с.
2. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. - СПб. : Питер, 2009.- 160с.
3. Горшенина, В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания/ В. В. Горшенина. - Волгоград: Панорама. 2007.- 123с.
4. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т. В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2007. - №5.- С. 60-64.
5. Гозман, Л. Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 2005. - №4. - С. 80-84.
6. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье / В. П. Дуброва. - М. : «Просвещение», 2008.- 253с.
7. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. - М. : Школа - Пресс, 2008.- 76с.
8. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами / В. Д. Иванов. - М. : Просвещение, 2007.-78с.
9. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007.- 95с.
10. Козлова С. А. ; Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.-213с.
11. Кон И. С. Психология самостоятельность/ И. С. Кон // Педагогика здоровья. -2009.- №7. - С. 96- 100.
12. Люблинская А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - М. : «Просвещение», 2008.- 156с.
13. 13Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. -№ 17. - С. 23-30.
14. 14Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 85с.
15. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А. К. Осницкий // Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2007.- №12. - С. 173- 178.
16. Платохина Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края/ Н. А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №6. - С. 108- 115.
17. Петровский, А. В. Коллектив / А. В. Петровский //Общая психология. - 2008.- №8. - С. 7- 10.
18. 18Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М. : Дрофа, 2008.- 253с.
19. 19Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире/ Е. О. Смирнова - М. : Дрофа, 2006.- 157с.
20. Смирнова, Е. О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2007.- С. 28-31.
21. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста/О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2006.-182с.
22. 22Теплюк С. Истоки самостоятельности/ С. Теплюк //Дошкольное воспитание. 2005. -№32. - С. 67-70.
23. 23Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника/ Л. В. Трубайчук// Актуальные проблемы дошкольного образования : теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста : Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.- 307 с.
24. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада/ О. И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2008. -С. 101- 107.
25. Шапарь Б. В. Практическая психология. Инструментарий/ Б. В. Шапарь - Ростов н/ Д: Издательство «Феникс», 2006.- 211с.
26. Шептихина Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста/ Г. В. Шептихина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №32. - С. 32-39.
27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей/ Г. Юсупова //Дошкольное воспитание. - 2006. - №21. - С. 28-29.