Елизавета Игоревна Мошечкова
Воспитание самостоятельности у детей 3-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни — период независимого развития у детей самостоятельности. Промедление в формировании этого качества приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что всё за них сделают взрослые.
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребё нка: совершенствуются навыки самообслуживания, самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопоросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное).
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей 3-го года жизни» размещена в разделах
Дети учатся выполнять простейшие трудовые поручения; расставить по местам игрушки, убрать кубики в ящик, поставить тарелки с хлебом, салфетницы перед обедом и т. п.
У ребёнка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику, приласкать, помочь, вместе сделать, наблюдать за чем-то интересным.
Для своевременного формирования самостоятельности надо сообщить детям их маленькие обязанности: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, охотно выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда находятся в спальне, за столом (брат или сестра учат уроки, бабушка спит и т. п.).
Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельностидети могли использовать накопленный опыт и знания.
Воспитывая самостоятельность, взрослые должны объяснить, показать, если нужно, часть работы выполнить самим. Эти приёмы надо сочетать с активной деятельностью детей.
В процессе показа и после него детя надо задать соответствующие вопросы, чтобы направить их внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребёнок понял, почему нужно так поступать. По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предостовляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия были точны у детей, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям. Например: когда детей учат наводить порядок в игровом уголке, вначале им подробно объясняют, какую игрушку, куда положить,в дальнейшем достаточно напомнить, что нужно сделать с игрушками, когда поиграли.
Итак, для формирования самостоятельности и активности детей важно осуществлять систему задач нарастающей трудности. Их выполнение потребует волевых усилий, напряжения, но, вместе с тем, у детей появляется интерес, настойчивость.
Важна и оценка, поощрение ребёнка, привлечение внимания других детей к проявлениям его самостоятельности. Тогда дети будут стремиться найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому, кто в ней нуждается.