Валентина Чепрасова
Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе в процессе НОД по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к педсовету на тему ;
Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себя в процессе НОД по физической
культуре
Здоровье населения, особенно детей, - один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, которое зависит от фундамента жизнедеятельности, и закладываемого в дошкольном детстве.
Публикация «Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе в процессе НОД по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В настоящее время в дошкольном образовании актуальна проблема новых средств и методов формирования представления о здоровом образе жизни. Организация проектной деятельности дошкольника,в силу некоторых причин пока еще недостаточно широко используемая в практике детских садов,- одно из эффективных средств решения данной задачи.
На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
По определению ВОЗ, здоровье – это «…состояние полного физического,психического и социального благополучия,а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Современными исследователями в области педагогики разработаны задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, где охране и укреплению здоровья ребенка, формирование представлений о себе, строение своего тела, чувствах и мыслях ; обучению знаниям, умениям навыкам ведения здорового образа жизни ; объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни и действиям в зависимости от ситуации отводится далеко не последнее место. Так же не стоит забывать о закаливании детского организма, формировании правильной осанки, обучении жизненно - необходимым двигательным действиям и культурно – гигиеническим навыкам – всему тому, что будет способствовать достижению детьми полноценного физического развития.
У старших дошкольников благодаря возрастанию опыта их личности в педагогике начинают выделять и психический и социальный компоненты здоровья. Но не смотря на имеющиеся представления о здоровье и способов его сохранения в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых сведений о нем, а также в не осознании опасностей нездорового поведения человека.
Проблемой изучения формирования подобных представлений у детей занимались такие исследователи, как В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Б. М. Теплов и др. В настоящее время существует множество трактовок понятия «представление».В психологии оно рассматривается как психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В работах Л. В. Венгера, А. В. Запорожца, А. А. Обуховой, Н. Н. Поддьякова и других ученых подчеркивается, что в развитии представлений дошкольников имеют место информационный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. К 6 – 7 годам ребенок постепенно переходит к образно-понятийному уровню представлений- как существенных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов. Старший дошкольник способен устанавливать не только функциональные, но и причинно-следственные, пространственные и временные связи. Формируемые знания у дошкольника выступают в виде представлений.
При решении задач целенаправленного формирования начальных представлений о ЗОЖ ребенок должен быть активным участником оздоровительного процесса. У него последовательно формируются потребность быть здоровым, стремление к ЗОЖ в условиях «здоровой среды». Ребенку необходимо овладеть базовыми понятиями: «Что такое здоровье?», «Что нужно делать, что бы сохранить здоровье?». Так, у детей будут складываться представления о том, что нужно делать для достижения поставленной цели (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические процедуры, беречь зубы и т. д.).
Оздоровление детей- целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива ДОУ. Поэтому, решая задачи по здоровье сбережению, мы тесно сотрудничаем с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, валеологом, педагогом-психологом, старшей медсестрой и, конечно, с родителями воспитанников.
Наблюдая за психоэмоциональным состоянием детей, педагог-психолог помогает подобрать игры на развитие непроизвольных форм поведения, а также различные дыхательные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения. Дети свободно выражают свои чувства различными видами художественно-эмоционального языка с помощью рисунков, ассоциаций, мызыки и др. Так, например, мы вместе рисуем «свое настроение» (по ТРИЗ) в начале и конце дня пребывания ребенка в детском саду. По рисункам можно определить, как провел «свой день» ребенок, было ли ему тепло и комфортно в общении со сверстниками и взрослыми. Практикуем в своей работе элементы музыкотерапии ( музыка для релаксации во время дневного сна: «Шум моря», «Шепот песка», «Пение птиц») .
С музыкальным руководителем мы подбираем музыкально-дидактические игры, разучиваем песни, хороводы, проводим совместные досуги.
Инструктор по физкультуре оказывает помощь по различным вопросам физического воспитания детей : подбор упражнений для физкультминуток, бодрящей гимнастики, игр между занятиями, оборудования для физкультурного уголка, организация двигательной активности детей в группе и на прогулке. Взаимодействие с валеологом ведется на специальных занятиях и в процессе кружковой работы. К основным задачам, требующим совместной деятельности валеолога и воспитателя, относятся : формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ, профилактика заболеваний, создание проблемной ситуации, наглядно демонстрирующей значимость внимательного отношения к здоровью.
Для повышение устойчивости детей к неблагоприятным факторам окружающей седы старшая медсестра разработала рекомендации по проведению ионизации воздуха с помощью лампы Чижова («Ион»).
Обязательный компонент в режиме дня – гимнастика, проводящаяся в традиционной, ритмической, сюжетной формах. В гимнастику после дневного сна мы включаем разминку в постели с потягиванием и самомассажем ног,игровые пробежки по массажным дорожкам.
При взаимодействии с родителями оформляются информационные стенды,проводится консультация,беседы,дни здоровья,досуги.
Основные задачи по формированию ЗОЖ.
- расширять представление об особенностях функционирования человеческого организма ;
- роли гигиены и режимы дня для здоровья человека ;
- давать представления составляющих ЗОЖ ;
- показывать зависимость человека от правильного питания ;
-формировать представление значение двигательной активности,правилах и видах закаливающих процедур,роли солнечного света,воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.