Соня Псардиева
Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
В условиях обновления образования, взаимопроникновения народной педагогики и педагогической науки, использование народной культуры способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Публикация «Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В современной социальной ситуации всестороннее развитие детей возможно лишь при условии интеграции усилий всех социальных институтов на основе идей традиционной народной культуры, которая обладает действенным механизмом воспитания патриотизма, ориентируя ребёнка с его рождения на особое отношение к родителям, дому, Родине, формирует историческую преемственность поколений.
Сегодня в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в России, с другой, детерминируемые ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В настоящее время проявляется неразвитость национального самосознания, неустойчивость национальной самооценки, преклонение перед западным образом жизни, или, наоборот, гипертрофия национального чувства, перерастающего в национализм и вызывающего обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны.
Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям. Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения национальной самоидентичности.
Мясникоский район- место компактного проживания армян. Район имеет свою богатую историю и культуру. Поселившись на берегах Дона, донские армяне навсегда связали свою судьбу с донским краем. Здесь выросло и трудилось не одно поколение. Наши предки славились своим трудолюбием, бережным отношением к земле, уважением к старшим, заботой о детях. Всё это стараются сохранить и преумножить сегодня в каждой семье. Бережно хранятся и передаются из поколения в поколение любовь к богатой истории армянского народа, сохраняются и преумножаются богатые культурные традиции.
Переселившись в донские края, армяне привезли с собой и со временем на месте создали самобытное народное творчество: сказки, песни, пословицы и поговорки, басни, загадки, в которых отображена их история, быт, переживания.
С целью сохранения национальных, исторических и культурных традиций, в районе проводится комплексная работа. В Мясниковском районе помнят о том, что Россия стала пристанищем и домом в самые трудные для армянского народа времена. Ощутив на себе доброе отношение русского народа, армяне получили возможность жить и творить, ценить и сохранять свою национальную культуру, поддерживать свою самобытность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-своему начинаем относиться к народным праздникам и традициям, фольклору и художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывает чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Дети должны знать и уважать своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Россия - полиэтническая страна, родина многих народов. В основе отечественной культуры лежит многообразие культур. Культурное наследие народа - огромное богатство, которое надо сохранить и преумножить. Традиционная отечественная культура- это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающие духовные ценности, выработанные разными народами России.
Возрождать национальную культуру следует путём создания благоприятных социально-экономических, политических, экономических, материальных, психолого-педагогических условий для реализации традиционных форм национальной жизни, всестороннего развития разных этнических групп, укрепление национально-культурных традиций прошлого и настоящего. Именно поэтому надо обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре народа, к педагогическому наследию.
Сегодня каждый педагог должен знать культуру и историю России, относиться с любовью к людям других национальностей.
Дошкольное детство - важнейший период жизни человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений.
Мир взрослых должен стать пространством комфортного окружения мира ребёнка, мира детства. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. А главное - верить в успех, творить добро, излучать любовь, видеть красоту, искать истину.
Как писал В. А. Сухомлинский, человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.
Воспитание толерантности в дошкольном возрасте эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы воспитания толерантности обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами.
Условия воспитания толерантности можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние условия:
• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;
• Особенности заказа родителей;
• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.
Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей. По отношению к педагогам это выражается в следующем:
• Степени удовлетворённости своим трудом;
• Гуманизации отношения к ребёнку;
• Стремлении к личностному росту.
По отношению к ребё нку это выражается в следующем:
• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;
• Познавательной активности;
• Повышении уровня самооценки личности.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление, необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду.
Мы считаем, что эффективность работы возможна если:
• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;
• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;
• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.
Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.
Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющий ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства.
Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог. Коллектив детского сада начал свою работу с изучения национальной культуры края, истории, традиции, обычаев, обрядов. Развитие общей культуры педагогов – один из самых больших резервов повышения их мастерства. Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов воспитания толерантности :
• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;
• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;
• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;
• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;
Основными критериями профессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:
• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;
• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;
• Способность к творчеству;
• Самодисциплина, работоспособность;
• Чуткость и оптимистичность.
Особое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, но и помогают в подготовке и проведении занятий, семинаров, собраний. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с родителями. Работа с родителями по-прежнему трудна и актуальна.
Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности - будь то ребенок, сотрудник или родитель. Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.