Получи документы

Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте»

Щёткина Наталья Александровна
Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Публикация «Проект „Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Уже к трем- четырем годам ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учё ные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.

Работа воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников раннего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:

• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;

• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;

• системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.

Вид проекта : краткосрочный

Срок реализации проекта : 1 месяц

Тип проекта : познавательно-игровой.

Участники проекта : воспитанники первой младшей группы, воспитатели, родители

Актуальность проекта

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков начиная с раннего дошкольного возраста. Гендерное воспитание в детском саду и семье благотворно повлияет на развитие личности и позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Цель проекта : Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.

Задачи проекта :

• Организовать специальную предметно-пространственную развивающую среду для детей раннего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.

Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

• Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;

Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;

• Формировать у родителей компетентность в вопросах гендерного воспитания.

Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

1 этап проекта – подготовительный

- Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания в раннем дошкольном возрасте

- Разработка план мероприятий по реализации проекта.

- Создание картотеки игр с учетом гендерной принадлежности

- Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.

2 этап – основной

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал», «Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».

Подвижные игры: «Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».

Сюжетно-ролевые игры: «Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами»

Подборка художественной литературы:

Сказки: «Колобок», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь», стихи А. Барто, потешки, колыбельные.

Взаимодействие с родителями;

Консультации для родителей:

- «Воспитание девочек и мальчиков»

- «Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания

- «Дружба мальчиков и девочек»

- «Игрушки мальчиков и девочек»

Семинары-практикумы:

- «В семье растет дочь, в семье растет сын»

- «Домашние обязанности малышей: с удовольствием и без напоминаний»

З этап - заключительный

- Продукт проекта : фотовыставка «Играют мальчики, играют девочки»

- Презентация проекта на педсовете ДОУ

Полученные результаты:

У детей:

• определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям в соответствии с возрастными особенности;

• осознание собственного Я – мальчика (девочки);

• приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.

У родителей:

• Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;

• Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в группе.

У педагогов:

• расширены представления об особенностях гендерного воспитания детей;

• разработана картотека дидактических игр для мальчиков и для девочек

Подведение итогов проекта :

Работа над проектом по проблеме гендерного воспитания дала положительные результаты. Дети научились осознавать свой пол и идентифицируют себя как мальчика или девочку, а родители получили необходимые знания по воспитанию в семье с учетом гендерных аспектов. Опыт работы над проектом был представлен на педагогическом совете ДОУ. В дальнейшем я планирую и дальше работать над этой темой, повышать свой профессиональный уровень в вопросах гендерного воспитания.

Приложение

Конспект НОД в первой младшей группе по гендерному воспитанию на тему : «Мальчики и девочки»

Задачи:

Учить детей быть внимательными друг к другу.

Развивать классификационные умения на примере предметов одежды.

Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Активизация словаря:

одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда

для девочек: платье, юбка, бант, туфли.

Оборудование: мужская и женская одежда, игрушки заяц, бабочка, музыкальный центр.

Ход деятельности:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята, здравствуйте девочки и мальчики!

Дети здороваются

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришел зайчонок- попрыгунчик и прилетела бабочка- красавица и принесли нам красивый пакет. Он необычный, волшебный, потому что помогает зайчонку и бабочке совершать превращения и показывать фокусы детям. А вы любите фокусы?

Воспитатель : Сейчас бабочка и зайчонок покажу вам фокус вашими именами. Для это вам нужно назвать свое имя и положить его волшебный пакет. Я возьму сначала свое имя и положу в этот пакет – Елена Валентиновна. Положите и вы свои имена в пакет

Дети называют свои имена и «кладут» их в пакет.

Воспитатель : Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Как вы теперь будете без своего имени? Что- то бабочка говорит мне….

Воспитатель подносит бабочку к уху и делает вид что слушает ее.

Воспитатель : Бабочка сказала, что она сейчас помашет крылышками и имена прилетят, но мне их нужно будет поймать, а вам сказать чье это имя.

Воспитатель «ловит» имена.

Воспитатель : Я поймала имя Арина. Это девочка или мальчик? Где у нас Арина? Возьми свое имя, Арина. И т. д

Воспитатель : Бабочка поиграла с вами в игру, теперь хочет поиграть зайчонок

Д/ И: «Кто во что одет»

Воспитатель вызывает девочку, вместе с детьми рассматривает, во что она одета, во что она одета. Вызывает мальчика и рассматривают, во что он одет.

Воспитатель : Ой, ребята посмотрите, а что это за куча с вещами?

: Ее принёс зайчонок. Эту одежду нужно распределить, какая одежда нужна мальчикам, а какая одежда для девочек.

Воспитатель вызывает мальчика и девочку, просит разложить на два стульчика одежду принадлежащую мальчику, на другой одежду принадлежащую девочке.

Воспитатель : Ребята, мы не плохо потрудились и бабочка с зайчонком приглашают нас поиграть. Сейчас нас бабочка превратит девочек в бабочек, и они будут красиво летать, когда будет звучать тихая спокойная музыка. А зайчонок- попрыгунчик преврати мальчиков в зайчиков и они будут прыгать, как зайчики когда будет звучать веселая музыка.

Бабочки – девочки летают спокойно, не наталкиваются друг на друга. Мальчики – зайчики прыгают высоко и весело.

Воспитатель : Какие вы все молодцы. Бабочке и зайчонку пора отправляться назад к своим друзьям. Давайте им скажем до свидания.

Анкета по гендерному воспитанию

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два разных мира» .Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.

Просим вас искренне ответить на вопросы:

1. Кто у Вас посещают группу сын или дочь (подчеркнуть)

2. Кому принадлежит главная роль в воспитании ребенка :

-семье

-детскому саду?

Кто должен заниматься воспитанием ребенка в семье?

-мама

-папа

-оба родителя

-(свой вариант ответа) ___ ___

3. Что делает мама, воспитывая ребенка?___ ___

Что делает папа, воспитывая ребенка?___ ___

Как Вы поступаете, если ребенок ведет себя не так, как бы вам хотелось?

(в гостях, в транспорте, на улице, магазине и т. д) ___

Публикации по теме:

Комплексное занятие в раннем возрасте «Игрушки» Программное содержание: - Развивать словарь по теме игрушки. Закреплять в активной речи обобщающее понятие игрушки. - Закреплять и уточнить.

Консультация для родителей первой младшей группы «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших.

Патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте Е. В. Воронова Е. В. Гречуха И. Ю. Фесенко Детский сад №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга В данной статье авторский коллектив представляет.

Предметная деятельность в раннем возрасте Предметная деятельность в раннем возрасте Симонова Наталья Дмитриевна педагог-психолог МДОУ детский сад №88 «Цветочный город» Предметная.

Проект оздоровительной направленности «Красота и здоровье ног» в среднем дошкольном возрасте Актуальность: Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские.

Проект в средней группе «Мальчики и девочки. Особенности внешнего вида» (гендерное воспитание дошкольников) ВВЕДЕНИЕ В науке и обществе сегодня очень много внимания уделяется такому понятию, как «гендер». Что же это такое? Благодаря многочисленным.

Развитие игры в раннем возрасте Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности.

Трудовое воспитание в среднем дошкольном возрастеТрудовое воспитание в среднем дошкольном возрасте Группа "Ягодки". Дети 4- 5 лет. Тема: "Осенний сбор листьев в средней группе" Цель: стремится привлекать детей не только к личному самообслуживанию,.

Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы). У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах.

Значение игры в раннем возрасте Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 09:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Щёткина Наталья Александровна (УИ 1040792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД