Щёткина Наталья Александровна
Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Публикация «Проект „Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Уже к трем- четырем годам ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учё ные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.
Работа воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников раннего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:
• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;
• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;
• системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.
Вид проекта : краткосрочный
Срок реализации проекта : 1 месяц
Тип проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта : воспитанники первой младшей группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков начиная с раннего дошкольного возраста. Гендерное воспитание в детском саду и семье благотворно повлияет на развитие личности и позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Цель проекта : Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи проекта :
• Организовать специальную предметно-пространственную развивающую среду для детей раннего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
• Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
• Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;
• Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;
• Формировать у родителей компетентность в вопросах гендерного воспитания.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
1 этап проекта – подготовительный
- Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания в раннем дошкольном возрасте
- Разработка план мероприятий по реализации проекта.
- Создание картотеки игр с учетом гендерной принадлежности
- Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
2 этап – основной
Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал», «Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».
Подвижные игры: «Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».
Сюжетно-ролевые игры: «Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами»
Подборка художественной литературы:
Сказки: «Колобок», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь», стихи А. Барто, потешки, колыбельные.
Взаимодействие с родителями;
Консультации для родителей:
- «Воспитание девочек и мальчиков»
- «Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания.»
- «Дружба мальчиков и девочек»
- «Игрушки мальчиков и девочек»
Семинары-практикумы:
- «В семье растет дочь, в семье растет сын»
- «Домашние обязанности малышей: с удовольствием и без напоминаний»
З этап - заключительный
- Продукт проекта : фотовыставка «Играют мальчики, играют девочки»
- Презентация проекта на педсовете ДОУ
Полученные результаты:
У детей:
• определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям в соответствии с возрастными особенности;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки);
• приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.
У родителей:
• Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
• Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в группе.
У педагогов:
• расширены представления об особенностях гендерного воспитания детей;
• разработана картотека дидактических игр для мальчиков и для девочек
Подведение итогов проекта :
Работа над проектом по проблеме гендерного воспитания дала положительные результаты. Дети научились осознавать свой пол и идентифицируют себя как мальчика или девочку, а родители получили необходимые знания по воспитанию в семье с учетом гендерных аспектов. Опыт работы над проектом был представлен на педагогическом совете ДОУ. В дальнейшем я планирую и дальше работать над этой темой, повышать свой профессиональный уровень в вопросах гендерного воспитания.
Приложение
Конспект НОД в первой младшей группе по гендерному воспитанию на тему : «Мальчики и девочки»
Задачи:
Учить детей быть внимательными друг к другу.
Развивать классификационные умения на примере предметов одежды.
Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Активизация словаря:
одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда
для девочек: платье, юбка, бант, туфли.
Оборудование: мужская и женская одежда, игрушки заяц, бабочка, музыкальный центр.
Ход деятельности:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята, здравствуйте девочки и мальчики!
Дети здороваются
Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришел зайчонок- попрыгунчик и прилетела бабочка- красавица и принесли нам красивый пакет. Он необычный, волшебный, потому что помогает зайчонку и бабочке совершать превращения и показывать фокусы детям. А вы любите фокусы?
Воспитатель : Сейчас бабочка и зайчонок покажу вам фокус вашими именами. Для это вам нужно назвать свое имя и положить его волшебный пакет. Я возьму сначала свое имя и положу в этот пакет – Елена Валентиновна. Положите и вы свои имена в пакет
Дети называют свои имена и «кладут» их в пакет.
Воспитатель : Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Как вы теперь будете без своего имени? Что- то бабочка говорит мне….
Воспитатель подносит бабочку к уху и делает вид что слушает ее.
Воспитатель : Бабочка сказала, что она сейчас помашет крылышками и имена прилетят, но мне их нужно будет поймать, а вам сказать чье это имя.
Воспитатель «ловит» имена.
Воспитатель : Я поймала имя Арина. Это девочка или мальчик? Где у нас Арина? Возьми свое имя, Арина. И т. д
Воспитатель : Бабочка поиграла с вами в игру, теперь хочет поиграть зайчонок
Д/ И: «Кто во что одет»
Воспитатель вызывает девочку, вместе с детьми рассматривает, во что она одета, во что она одета. Вызывает мальчика и рассматривают, во что он одет.
Воспитатель : Ой, ребята посмотрите, а что это за куча с вещами?
: Ее принёс зайчонок. Эту одежду нужно распределить, какая одежда нужна мальчикам, а какая одежда для девочек.
Воспитатель вызывает мальчика и девочку, просит разложить на два стульчика одежду принадлежащую мальчику, на другой одежду принадлежащую девочке.
Воспитатель : Ребята, мы не плохо потрудились и бабочка с зайчонком приглашают нас поиграть. Сейчас нас бабочка превратит девочек в бабочек, и они будут красиво летать, когда будет звучать тихая спокойная музыка. А зайчонок- попрыгунчик преврати мальчиков в зайчиков и они будут прыгать, как зайчики когда будет звучать веселая музыка.
Бабочки – девочки летают спокойно, не наталкиваются друг на друга. Мальчики – зайчики прыгают высоко и весело.
Воспитатель : Какие вы все молодцы. Бабочке и зайчонку пора отправляться назад к своим друзьям. Давайте им скажем до свидания.
Анкета по гендерному воспитанию
Уважаемые родители!
Анкетирование проводится в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два разных мира» .Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.
Просим вас искренне ответить на вопросы:
1. Кто у Вас посещают группу сын или дочь (подчеркнуть)
2. Кому принадлежит главная роль в воспитании ребенка :
-семье
-детскому саду?
Кто должен заниматься воспитанием ребенка в семье?
-мама
-папа
-оба родителя
-(свой вариант ответа) ___ ___
3. Что делает мама, воспитывая ребенка?___ ___
Что делает папа, воспитывая ребенка?___ ___
Как Вы поступаете, если ребенок ведет себя не так, как бы вам хотелось?
(в гостях, в транспорте, на улице, магазине и т. д) ___