Наталья Косарева
Консультация для родителей «Игра — школа нравственного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Игра – школа нравственного поведения»
ДОУ №112 г. Липецк
Подготовила воспитатель высшей категории г. Липецк
Девочки и мальчики и сегодня играют в разные игры в соответствии с разным предназначением женщины и мужчины. Женщина – хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовывать свое женское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки - матери», остается она такой и теперь. Ведь именно эта тема им близка и понятна. Семья – это то, что наблюдают девочки с раннего детства с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт.
Публикация «Консультация для родителей „Игра — школа нравственного поведения“» размещена в разделах
Часто девочки пытаются вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Иногда им это удается. Дети старшей группы на прогулке играют в «семью». Катя, «жена», посылает «мужа» Диму в магазин и просит купить мяса и хлеба. На что «глава семьи» отвечает: «Лучше я куплю пива». Что же, «игра детей – зеркало общества», кК справедливо заметил Юлиус Фучик.
К более старшему возрасту дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Школа», «Поликлиника», «Кафе».
Интересно то, что сегодняшние девочки с удовольствием играют в иностранную куклу Барби, игнорируя отечественных Алин, Инн, Катюш. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов – от мебели, до косметики, что позволяет развернуть или максимально приблизить ее к жизни. Новое время диктует новую моду. Вот и получается, что наши куклы остаются невостребованными. Лишь иногда девочки выбирают тех кукол, образ которых несет какую – либо нагрузку (Незнайка, Мальвина, куклы в народных костюмах).
Дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения и, как показывают наблюдения, выбирая игру, идут от атрибутов. Совсем мало мальчики играют в романтические игры, игры путешествия, игры – профессии: Моряк, Летчик и т. д. Если в группе есть атрибуты к таким играм (гюйсы, бескозырки, фуражки, то дети играют. Но сюжеты игр крайне бедны, малосодержательны. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизоров, потом по ролям которые они принимают, понятно какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву мелодраматические сериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра «в войну» трансформируется: современные дети не играют во «фрицев и русских» на тропу войны выходят черепашки – нинзя, человек – паук и т. д. Все больше в жизнь ребенка входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки.
Воспитатель не в силах изменить тематику телепередач, но он может объяснить родителям, что длительное пребывание перед телевизором или компьютером негативно сказывается на здоровье дошкольника, причем как на физическом, так и на психологическом.
Каждый воспитатель заинтересован в развитии ролевой игры у воспитанников и находит для этого свои пути – дороги.
Один для обогащения игрового опыта детей знакомит их с интересными литературными произведениями, организует просмотр мультфильмов, диафильмов. Другой вносит новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры, или проводит беседы «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором кто там работает, в чем заключается их работа и т. п. Интересно проведенное занятие также делает толчок новой детской игре.
Сегодня воспитатель должен еще заменить детым старших товарищей, которые в идеальных условиях группы передают игровой опыт. Он должен научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать все это воспитатель должен в полном серьезе, не понарошку. Это требует от него определенных навыков, актерского мастерства, если хотите.
Главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: играть – развивая, развивать – играя. Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.
Рекомендации для родителей :
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займется строительством космического корабля, кто то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто то поиграет с ребенком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребенка, а так же у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.