МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»

Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к истине, добру, любви, свету и красоте. Перед ДОУ в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности и высоких нравственных качеств: любви к Родине, основ гражданственности, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к сверстникам и старшим, традициям и культуре других народов.

Смысл патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах детей семена любви к родной природе, к семье и родному дому, к ближайшему окружению дошкольника, к культуре и истории страны, созданной трудами близких и родных людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

Чтобы быть гражданином и патриотом, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо знать её.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в красках и звуках окружающей действительности: сначала это мир семьи, затем - детского сада, в старшем возрасте - мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны - России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был для ребёнка привлекательным, сопровождался положительными эмоциями, такими как радость, любовь, удовольствие от общения с людьми, которые окружают дошкольника.

Дошкольник естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, нравов, быта, традиций, обрядов людей, среди которых он живёт, от предметов, его окружающих.

Наряду с семьёй, детский сад является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый чувствительный и восприимчивый период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно представлять задачи и цели образования и воспитания ребятишек.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Воспитание у ребёнка привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, улице и т. д.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским промыслам и традициям.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России

7. Знакомство детей с символами государства (гимн, герб, флаг).

8. Развитие чувства гордости и ответственности за достижения страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к соседям, ровесникам, родителям и другим людям.

10. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ строится по 3 направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Для того чтобы ДОУ способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь ребят в нём должна быть интересной и насыщенной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с ребятишками используются разные виды детской деятельности: игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах, образовательная деятельность.

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребёнка - это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.

Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: "Я - член семьи", "Мой дом - моя семья".

В решении этих задач родители - главные помощники педагога. Вместе оформляются альбомы и стенгазеты ("Домашние любимцы", "Моя семья", "Отдыхаем всей семьёй", "Наши дедушки и папы служили в армии", "Мой папа самый лучший", проводятся совместные праздники и развлечения ("Посиделки с бабушками", "Папа, мама, я - спортивная семья"). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают подарки и сюрпризы для близких.

Задачи решаются на уровне умений, знаний и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания - знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я – твой брат; мама стирает для всех). Умения - узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (говорить добрые слова, пожалеть, обнять, приласкать, задавать вопросы о поступках и действиях других.

Опыт ценностных ориентаций - говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: гнев, смех, плач. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.

Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о неживой и живой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь деревья, траву, цветы, переживать удивление, удовольствие, радость, любопытство при встрече с живыми объектами, переживание и сочувствие при неосторожном обращении с ними.

Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Воспитатель работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.

Когда мы говорим о бережном и заботливом отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем взрослых и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, портит книги, рвёт книги, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к природе и людям и природе. Поэтому уже в младшей группе воспитатель учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к предметем и игрушкам.

Средний дошкольный возраст.

В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада - это улица и двор; также расширяются представления о предметном мире и родной природе. Основная задача воспитателя в рамках патриотического воспитания - ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их теплоту души и добрые сердца. Познакомить с природным и социальным окружением детского сада и родного дома. Сформировать понятия "Мой второй дом - детский сад", "Я – воспитанник детского сада"

Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?

Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с друзьями и любимой воспитательницей, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на правила и порядки, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.

Что надо сделать для того, чтобы ребёнок любил детский сад?

Прежде всего, необходимо, чтобы ребёнку в саду было хорошо, и для этого обеспечивается эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организуется интересная деятельность - выставки, игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты и другое; обеспечивается психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; обеспечивается познавательный компонент, детям даётся возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы, игры); дети постоянно проявляют любовь и доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам (помощь, подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования).

Объём представлений и знаний о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.

Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как конкурсы семейного творчества ("Рождественское чудо", "Осенняя палитра", "Зимняя сказка"). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.

Воспитание любви к природе - это, прежде всего, заботливое и бережное отношение к животным и растениям дома, во дворе, на участке, в детском саду.

Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет. Беречь - это действие, глагол, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: комнатное растение, игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку и так далее.

Алгоритм такой: поступок - привычка - потребность - черта личности.

Старший дошкольный возраст.

В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его "малой родиной" - родным городом, краем. Формировать понятия "Я живу в Заволжске", "Я - житель города Заволжск». Чтобы развивать интерес к "малой родине", важно рассказать детям о достопримечательностях, традициях и культуре родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На экскурсиях и прогулках ребята рассматривают жилые и общественные здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, фотоальбомы, открытки, макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты области и города.

Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте, ко Дню защиты детей, спортивные мероприятия, проекты, акции ("День Земли", "Посади дерево").

Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:

- Проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им;

- Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого;

- Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого;

- Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края;

- Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней;

- Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении краеведческого музея г. Заволжск, выставок.

И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица - город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на машине (поезде) несколько дней. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.

Главная задача - развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия "Мой дом - моя большая Родина - Россия", "Я – россиянин". Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы - россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.

Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и так далее. Владеть элементарными умениями классификации.

Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в спорте, культуре, науке, технике, производстве страны.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (досуги, занятия, праздники, развлечения, а также в самостоятельной и нерегламентированной деятельности детей. Для этого в группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.

Работа с родителями.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого терпения и такта, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и часто вызывают недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

Активные формы взаимодействия с родителями:

1. Целевые прогулки.

2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях

5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и другое.

6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.

7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.

8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.

10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ.

12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Работа с педагогами:

1. Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.

2. Инновационные: проектная деятельность, мастер-классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Воспитать патриота своей Родины - сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Публикации по теме:

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 31 июля 2024 в 21:25
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД