Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ на тему
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к истине, добру, любви, свету и красоте. Перед ДОУ в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности и высоких нравственных качеств: любви к Родине, основ гражданственности, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к сверстникам и старшим, традициям и культуре других народов.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ на тему „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Смысл патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах детей семена любви к родной природе, к семье и родному дому, к ближайшему окружению дошкольника, к культуре и истории страны, созданной трудами близких и родных людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть гражданином и патриотом, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо знать её.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в красках и звуках окружающей действительности: сначала это мир семьи, затем - детского сада, в старшем возрасте - мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны - России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был для ребёнка привлекательным, сопровождался положительными эмоциями, такими как радость, любовь, удовольствие от общения с людьми, которые окружают дошкольника.
Дошкольник естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, нравов, быта, традиций, обрядов людей, среди которых он живёт, от предметов, его окружающих.
Наряду с семьёй, детский сад является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый чувствительный и восприимчивый период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно представлять задачи и цели образования и воспитания ребятишек.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
1. Воспитание у ребёнка привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, улице и т. д.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Воспитание уважения к труду.
4. Развитие интереса к русским промыслам и традициям.
5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
6. Расширение представлений о городах России
7. Знакомство детей с символами государства (гимн, герб, флаг).
8. Развитие чувства гордости и ответственности за достижения страны.
9. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к соседям, ровесникам, родителям и другим людям.
10. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ строится по 3 направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Для того чтобы ДОУ способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь ребят в нём должна быть интересной и насыщенной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с ребятишками используются разные виды детской деятельности: игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах, образовательная деятельность.
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребёнка - это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.
Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: "Я - член семьи", "Мой дом - моя семья".
В решении этих задач родители - главные помощники педагога. Вместе оформляются альбомы и стенгазеты ("Домашние любимцы", "Моя семья", "Отдыхаем всей семьёй", "Наши дедушки и папы служили в армии", "Мой папа самый лучший", проводятся совместные праздники и развлечения ("Посиделки с бабушками", "Папа, мама, я - спортивная семья"). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают подарки и сюрпризы для близких.
Задачи решаются на уровне умений, знаний и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания - знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я – твой брат; мама стирает для всех). Умения - узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (говорить добрые слова, пожалеть, обнять, приласкать, задавать вопросы о поступках и действиях других.
Опыт ценностных ориентаций - говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: гнев, смех, плач. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.
Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о неживой и живой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь деревья, траву, цветы, переживать удивление, удовольствие, радость, любопытство при встрече с живыми объектами, переживание и сочувствие при неосторожном обращении с ними.
Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Воспитатель работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.
Когда мы говорим о бережном и заботливом отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем взрослых и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, портит книги, рвёт книги, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к природе и людям и природе. Поэтому уже в младшей группе воспитатель учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к предметем и игрушкам.
Средний дошкольный возраст.
В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада - это улица и двор; также расширяются представления о предметном мире и родной природе. Основная задача воспитателя в рамках патриотического воспитания - ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их теплоту души и добрые сердца. Познакомить с природным и социальным окружением детского сада и родного дома. Сформировать понятия "Мой второй дом - детский сад", "Я – воспитанник детского сада"
Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?
Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с друзьями и любимой воспитательницей, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на правила и порядки, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.
Что надо сделать для того, чтобы ребёнок любил детский сад?
Прежде всего, необходимо, чтобы ребёнку в саду было хорошо, и для этого обеспечивается эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организуется интересная деятельность - выставки, игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты и другое; обеспечивается психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; обеспечивается познавательный компонент, детям даётся возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы, игры); дети постоянно проявляют любовь и доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам (помощь, подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования).
Объём представлений и знаний о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.
Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как конкурсы семейного творчества ("Рождественское чудо", "Осенняя палитра", "Зимняя сказка"). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.
Воспитание любви к природе - это, прежде всего, заботливое и бережное отношение к животным и растениям дома, во дворе, на участке, в детском саду.
Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет. Беречь - это действие, глагол, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: комнатное растение, игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку и так далее.
Алгоритм такой: поступок - привычка - потребность - черта личности.
Старший дошкольный возраст.
В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его "малой родиной" - родным городом, краем. Формировать понятия "Я живу в Заволжске", "Я - житель города Заволжск». Чтобы развивать интерес к "малой родине", важно рассказать детям о достопримечательностях, традициях и культуре родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На экскурсиях и прогулках ребята рассматривают жилые и общественные здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, фотоальбомы, открытки, макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты области и города.
Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте, ко Дню защиты детей, спортивные мероприятия, проекты, акции ("День Земли", "Посади дерево").
Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.
У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:
- Проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им;
- Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого;
- Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого;
- Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края;
- Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней;
- Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении краеведческого музея г. Заволжск, выставок.
И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.
Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица - город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на машине (поезде) несколько дней. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.
Главная задача - развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия "Мой дом - моя большая Родина - Россия", "Я – россиянин". Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.
Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы - россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.
Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.
Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.
Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и так далее. Владеть элементарными умениями классификации.
Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в спорте, культуре, науке, технике, производстве страны.
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (досуги, занятия, праздники, развлечения, а также в самостоятельной и нерегламентированной деятельности детей. Для этого в группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.
Работа с родителями.
В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого терпения и такта, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и часто вызывают недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.
Активные формы взаимодействия с родителями:
1. Целевые прогулки.
2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и другое.
6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.
7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.
8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ.
12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Работа с педагогами:
1. Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.
2. Инновационные: проектная деятельность, мастер-классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.
Воспитать патриота своей Родины - сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.