Ольга Юртаева
Консультация «Воспитание патриотических качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена особенно остро решали вопросы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм является наиболее сложным и высоким человеческим чувством. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Патриотическое воспитание - это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности. Несомненно, что основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Воспитание патриотических качеств начинаются еще в дошкольные годы. Знания должны быть эмоциогенны, где чувства ребенка господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. К концу дошкольного возраста внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Они регулируют поступки, действия, определяют желания ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет. Если ребенок знает историю своей станицы, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа.
В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.
Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.
Поставленная задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. В работе воспитателя необходимо использовать такие средства патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.
Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит, в конечном счете от того, какие условия были для этого созданы.
Методы патриотического воспитания :
- Целевые прогулки к памятникам и в краеведческий музей: ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. И они должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Рассказы воспитателя и беседы с детьми о славной истории родной станицы.
- Наблюдение за трудом взрослых на территории детского сада. Обратить внимание детей, как меняется его облик благодаря этому труду.
- Знакомство с русским фольклором (сказки, песенки, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу и нежность, веру в благополучное будущее.
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса и гимн Российской Федерации.
- Участие в посильных общественных работах.
- Беседы с детьми о бережном отношении к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой.
- Знакомство детей с героическим прошлым. Рассказать о грозных военных событиях, о славных защитниках нашей Родины.
- Использование дидактических игр в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. В играх от- рожается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносли-
востью; умение проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении сочетается с духовным обогащением детей. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, выдержку и взаимопомощь.
Таким образом, старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Сегодня вопросы нравственно – патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Важным аспектом, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Подводя итог нашей работы, мы, дали определение патриоту, и гражданину, выяснили, в чем их разница. Чтобы быть патриотом необходимо иметь уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам. Патриот должен делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее приукрашения и обустройства, так как о патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.