МААМ-картинки

Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края

Татьяна Кобзистая
Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Публикация «Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края» размещена в разделах

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Современность подобно ластику стирает с нашей памяти все то, что делало людей духовно богатыми, заполняя пробелы пустыми вещами: сквернословием, косноязычием, необразованностью. Стирается суть, наша принадлежность к этому великому, славному, громкому понятию – любовь к родине.

Не любить тот город, в котором родился и растешь, невозможно. Первые шаги, первые друзья, первый учитель – все связано с родиной. Любить родной край - значит также интересоваться его историей, узнавать как можно больше о прошлом и стараться внести свой вклад в настоящее и будущее. Начинать нужно с малого: помочь старушке перейти дорогу, уступить в транспорте место старику или женщине с ребенком, навести порядок во дворе своего дома…

В нашем детском саду №63 «Весняночка» воспитание патриотических чувств у ребенка идет через знакомство с разными видами сказок :

1) Фольклорные сказки

2) Сказки о животных

3) Жигулевские сказки

4) Сказки народов Поволжья.

1. Какое чудесное наследство досталось тольяттинцам от прошедших веков. Ведь фольклор – основа основ духовной культуры – то волшебное, с помощью которого осуществляется связь времен, связь поколений. Сколько мудрости лежит в недрах народа! Россыпи пословиц, загадок, поговорок, сказок, героических былин, по сию пору, украшают нашу повседневность, и воспитывает в детях святую чистую веру, любовь к родным просторам, к месту, где родился и вырос!

«Зима завивает метельные пряди, зеркальные латы кует,

Для Волги-реки зачарованной глади к ночи серенады поет.

Согрета подушка в уютной кровати, в окошках погасли огни;

Пусть ночь протекает спокойно и гладко, до утренней зорьки усни…»

Доброе слово да мудрая поговорка – вот, на чем растили наших прадедушек и прабабушек. Невольно обратишь внимание на то, с какой трепетной заботой укрывает в колыбельке младенца мать, как тихо и ласково нашептывает ему пожелания на ночь… Любовь, любовь к ближнему, любовь ко всему живому…

2. Сказки о животных всегда были близки и понятны детям, в сказках о животных всегда можно увидеть поступки людей, увидеть мораль. Волжские сказки не исключение. Например, в сказке «Почему кукушка кукует» говорится о любви матери к своему ребенку.

- Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! – это одинокая горестная песня кукушки, оттого, что не слышат ее птенцы, потому, что выросли они в чужих гнездах и не знают своей матери и ее песен.

Сказка «Завистливый гусь» учит не завидовать тому, что есть у других людей, а гордиться и любить свое тело, свой ум. В сказке «Как медведь и бурундук дружить перестали» мораль такова – не завидуй другим, не разрушай их дружбу!»

В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Эти сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества. Сказки высвечивают самое доброе, лучшее в людях!

3. Огромное значение мы уделяем знакомству детей с родным краем. Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало известны современным детям. Хочется хоть немного восполнить этот пробел и приобщить детей к преданиям и легендам, созданным народом…

«…Жигули…Жемчужина Волги…Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора. Параллельно детям рассказывается легенда о Молодецком кургане и Девьей горе.

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».

Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя.

4. «Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории Самарского края башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, чуваши и удмурты, живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью.

Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, мудрые загадки, занимательные сказки.

Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер».

Героем татарских сказок является храбрый, сильный батыр, который ловко владеет мечом и на своем верном скакуне может один победить целое войско. В удмурдских сказках – простой крестьянский парень, трудолюбием и смекалкой добывает он свое счастье. Беркуты, степные лисицы, собаки – верные друзья кочевников, - помогают героям башкирских сказок. Добрый молодец из русской сказки оборачивается серым зайцем, быстроногим оленем, ясным соколом. Действие марийских сказок разворачивается в густых лесах по берегам светлых рек Кокшага, Ветлуга, Элнет. Совершенно своеобразны и очень поэтичны мордовские сказки о спящей красавице ДуболгоПичай и злой ведьме Сыре-Варде, а чувашские сказки говорят о преданности и верности Эттикан и Селиме.

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость. Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!

Можно смело сказать, что народная сказка воспитывает патриотов разного края, учит добру, отзывчивости, справедливости, знакомит с историей, культурой, персонажами разных народов.

Прикосновение к сказке никого не может оставить равнодушными. Сказку любят все – и взрослые, и дети… Сказка помогает гордиться местом, где родился и живешь, помогает беречь и любить свой край!

Публикации по теме:

Проект «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста» «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста" В дошкольном учреждении работа с детьми о патриотическом.

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками» Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло.

Папка по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории» План самообразования "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Конспект к слайдам презентации: 1 слайд: Титульный лист презентации на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом «Историческое значение каждого человека, его человеческое достоинство измеряется силой его патриотизма» Н. Г. Чернышевский Патриотическое.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с праздником 9 мая «…Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!» Юрий Воронов, участник блокады.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Новочеркасска, Ростовской области детский сад № 57..

Воспитание у дошкольников патриотических чувств и духовности посредством ознакомления с якутским национальным праздником Воспитание у дошкольников патриотических чувств и духовности посредством ознакомления с якутским национальным праздником «Ысыах» Баишева.

Воспитание экологической культуры детей посредством ознакомления с природой родного края Статья из опыта работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края» Выполнила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 12:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством знакомства со сказками родного края» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кобзистая (УИ 364030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД