Наталья Ботоногова
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
«Историческое значение каждого
человека, его человеческое достоинство
измеряется силой его патриотизма»
Н. Г. Чернышевский
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Без патриотизма невозможно создать сильную державу, привить взрослым и молодежи понимание их гражданского долга.
Патриотическое воспитание - источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Публикация «Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В основе патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств : чувства долга, чести, патриотизма.
. «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», говорил К. Д. Ушинский (4)
.ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ОЧЕНЬ разнообразно. ЭТО И ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ Родине, к своему народу, гордость за него, за достижения своей страны. Это ощущение своей неразрывности со всем окружающим, своей страной, желание сделать что-то нужное и полезное ей.
Это чувство очень сложное. Нужно ли его воспитывать у дошкольников? Если мы послушаем разговоры детей, их вопросы взрослым, то услышим в них их суждение о добре и зле, о правде и лжи, о несправедливости. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Есть крылатая фраза: «Все начинается с детства»
Воспитание патриотических чувств у детей начинается с чувства любви к родителям, к родному дому, к детскому саду, затем к городу, ко всей стране.
Одним из этапов формирования у детей любви к своей Родине является знакомство с родным городом. Начиная работу с детьми по данной теме, я поняла, что многие из них не знают в каком городе они живут, его историю, достопримечательности, на какой улице они живут, в честь кого она названа, какие замечательные люди жили и живут в нашем городе. Все это побудило меня к выбору темы моей работы.
Воспитание чувств—процесс долговременный, его нельзя поместить в какие-то определенные рамки. Он должен осуществляться постепенно и ненавязчиво, и большая роль в нем отводится совместной деятельности воспитателя с детьми.
Свое знакомство с городом мы начали с его истории. Как на месте слияния двух рек Волги и Оки на Дятловых горах русский князь Юрий Всеволодович основал город, и назвал его Нижний Новгород. Затем наша работа была продолжена по принципу от знакомого к неизвестному. Экскурсии и прогулки проводились на территории детского сада, месте знакомом и близким дошкольнику. Дети узнали о том, кто планировал, строил, украшал, кто поддерживает чистоту на территории сада. Они осознали сколько труда вложили сотрудники д/с в работу. Большое удовольствие доставляли детям прогулки за территорией сада. Они видели свои дома, места где часто бывали со своими родителями. Мы знакомились с названием улиц нашего микрорайона В Печеры, в честь кого они были названы. В результате нашего знакомства с микрорайоном была составлена его схема. Ребятам очень нравилось играть с ней.
Следующим этапом знакомства с городом было знакомство с его историческим центром – Нижегородским Кремлем, пл. Минина, ул. Б. Покровская, откосом, архитектурными памятниками и другими достопримечательностями Н. Новгорода. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города : о памятниках, зданиях.
В канун праздника Народного Единства ребята узнали о своем замечательном земляке Козьме Минине,о его подвиге на благо любимой Отчизны. Так же знакомясь с другими известными людьми, своими земляками дети почувствовали гордость за свой город.
Так, знакомясь с родным городом, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту города, значимость труда горожан, у них расширились знания о родном городе, представления о профессиях людей, живущих здесь, воспитывалось уважение к результатам труда, к подвигу солдат, сражавшихся за свою Родину, и чьими именами названы улицы города.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьей. Вместе с родителями мы собрали богатый наглядный-дидактический материал на данную тему:
Лепбук «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль»
Книга «История Н. Новгорода»
Папки-передвижки «Знаменитые нижегородцы», «Нижегородцы – герои В. О. В.»
Фотогалерея «Достопримечательности Н. Новгорода»
Выставка рисунков «Родной город»
Макет Нижегородского Кремля.
Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.
К сожалению, большой проблемой в настоящее время стала организация экскурсий. Не оценима поэтому нам помощь родителей в этом. Но современные технологические средства помогают нам частично решать эту проблему. Используя телевизор, интерактивную доску, компьютерные презентации, видеофильмы, просмотр слайдов, диафильмы мы можем знакомить детей с родным городом.
Работая над этой темой, мы использовали разные формы, методы и приемы взаимодействия с детьми.
Основной формой ознакомления дошкольников с окружающим миром являются тематические занятия. Планируя их, мы учитывали тот факт, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому все занятия необходимо превращать в увлекательный рассказ. Нами использовался такой прием как приглашение сказочного персонажа: Незнайки, Буратино, Маши и Медведя. Такая форма проведения занятий способствует созданию особой эмоциональной атмосферы и повышению познавательной активности детей.
Большая часть работы проходит вне занятий - это беседы, игры-беседы, легенды, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходит на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.
Поддержанию интереса к родному городу во многом способствуют и дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижнего Новгорода нам помогали игры : лото «Нижний Новгород», «Заколдованный город», «Было-есть», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови». Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был (а) не скажу, лишь об этом расскажу». Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон» Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали.
В результате целенаправленной и системной работы по расширению
знаний детей о своём родном городе осуществляется приобщение дошкольников к истории, культуре и природе родного края, местным
достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине.
Так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.
Библиография
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.
3. Комратова Н. Г. Грибова Л. Ф. Моя малая Родина: / Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2005
4. Фролова, О. К. К. Д. Ушинский о воспитании детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1956.№3 С. 8-9