Анна Мазурина
Папка по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
"Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного края"
1. Ф. И. О. педагога – Мазурина Анна Владимировна.
2. Тема самообразования - «Формирование патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного края»».
3. Работа начата- 2.09.2018.
4. Предполагается закончить- 31.05.2019.
Публикация «Папка по самообразованию „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
5. Цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края.
6. Задачи: Изучение и просматривание выбранной литературы, применение предлагаемых в ней средств и методов для:
• формирования нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом;
• воспитания любви и привязанности к своей семье, родному дому.
• воспитания любви и уважения к своему народу его традициям, обычаям;
• формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою родину Россию.
7. Перспективы при продолжении работы на следующий год:
-Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного края» (согласно возрастной группе);
- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека»
Работа с детьми
Сентябрь
Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Стенд «Моя Родина – Россия».
Картотека игр.
Октябрь
Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Фото- выставка «Село мое родное»
Ноябрь
Ознакомление с символикой России, Нижегородской области, Кулебакского района. Выставка работ детского творчества.
Декабрь- январь
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
Посещение русской избы – в музее. Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль
Образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
март
Беседы «Моя мама – лучшая на свете». Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель
Беседы на тему «Космос». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. (совместно с родителями) Участие в утреннике, посвящённому Дню Победы. Фото - выставка с сельского мероприятия.
Конец мая
Выставка композиций посвященных Дню села. (выполнение работ совместно с родителями)
Сентябрь - май
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях, о обычаях и традициях русского народа Информация для родительского уголка
Работа с родителями
Сентябрь
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Фотовыставка «Моё любимое место в селе»
Октябрь
Консультация «Воспитание маленького гражданина».
Ноябрь
Оформление альбома «История нашего посёлка».
Консультация для родителей «Русское народное творчество»
Альбом «История нашего села».
Декабрь- январь
Консультация «Праздник Новый год»
Выставка масок «Венецианчкий карнавал»
Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
Папка-передвижка: «С праздником крещения»
Февраль
Оформление плаката «Мой папа - Защитники Отечества»
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Информация для родительского уголка по перспективному плану
Март
Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Выставка рисунков
Информация для родительского уголка по НОД
Апрель
Работа по благоустройству территории детского сада. Озеленение территории учреждения.
Май
Консультация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника». Информация для уголка родителя по итогам года.
Работа с воспитателями
октябрь
Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания»
Выступление на педсовете.
Январь
Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в группе»
Выступление на педсовете
февраль
Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Выступление на педсовете
апрель
Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьей «История моей семьи» Выступление на педсовете
Самореализация
Январь
Показ открытого занятия в мл. группе «Помоги пчелке Майе»
Развлечение «Игры наших бабушек»
Май
Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно- патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Родной край, район, село … Надо показать ребенку, что родной край, район, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.
Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей.
Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.
Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: В. Н. Вишневская «Свет Руси», Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханёва «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Авторы в своих работах указывают на использование:
1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на новые модели организации деятельности.
Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления познавательной и речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности.
Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками; воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям.
1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.
Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности.