Баишева Снежана Ефимовна
Воспитание у дошкольников патриотических чувств и духовности посредством ознакомления с якутским национальным праздником
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у дошкольников патриотических чувств и духовности посредством ознакомления
с якутским национальным праздником «Ысыах»
Баишева Снежана Ефимовна
воспитатель, МБДОУ Д/с №45 «Земляничка»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Саха. Якутия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период младшего возраста является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников.
В нашем детском саду знакомство детей, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, начинается с младшего возраста. Развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем наши воспитанники сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно Ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.
Для формирования личности дошкольника якутский праздник Ысыах имеет значение в нескольких аспектах:
- праздник Ысыах знакомит детей с народными традициями и историей якутского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- народный праздник связан с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;
- методически грамотное проведение народного праздника формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Многообразные воспитательные функции народного праздника (развивающая, информационно - просветительская, культурно – творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста. Главной целью праздника в воспитании дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния якутского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
Воспитательная направленность народного праздника для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях якутского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа. Праздник он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Праздник "Ысыах" проводили еще наши предки. "Ысыах" это по нашему встреча нового года. После долгой суровой, холодной зимы, якуты на Празднике "Ысыах" отдыхали, веселились, долго ждали этот Праздник. Перед праздником на самой красивой широкой поляне, ставили праздничный священный "Сэргэ" (коновязь) и украшали разными, цветными лоскутками ткани, это называется "Салама" и вешали "ЫаБыйа" (маленькие берестяные ведерка) – "Томторук" (берестяные намордники для телят) готовили национальные блюда.
Блюда: "Саламат" (кушанье из муки и сливочного масла) в деревянной чаше "Кытыйа". Пекут оладьи, лепешки, вафли; готовят вафли в чехоне, варят конскую колбасу, готовят национальный напиток "Кумыс" кумыс делают из кобыльева молока и наливают в чорон). Кумыс очень полезный напиток для здоровья. В старину пили кумыс богатыри. В назначенный день начинается праздник, все, и мал и стар в национальных костюмах собираются на праздник "Ысыах". Ысыах открывает старец, он подъезжает к гостям верхом на коне, украшенном чепраком (коня покрывают чепраком, серебряными украшениями) и тебенысом "Кычым" (кожаные украшенные лопасти под седла) и привязывает коня "Сэргэ" (в коновязь). Старца сопровождают дети, одетые в национальные костюмы. Старец зажигает "священный огонь", благословляет его и всех гостей, вливает огню из чорона кумыс, после благословения народный певец, поздравляя всех с праздником, поет народную песню "тойук" (песня импровизация) и так начинается веселье (по записи слушают песню-импровизацию"тойук"). На празднике поют якутские песни, читают "чабырБах" (скороговорки? Танцуют "Осуохай" (якутский хороводный танец). Начинаются соревнования по национальным видам спорта : борьба, хапсагай, кылыы (прыжки на одной ноге, куобах (прыжок на обеих ногах). Победителям по национальным видам спорта дают "мyhэ" (бедренная кость животного с мясом).
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
Ысыах – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
Таким образом, праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни детей, способствуют сближению родственных отношений, укреплению семейных ценностей. Приобщая детей к истокам якутской народной праздничной культуре, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт характера народа Саха, якутской ментальности.