МАРИНА БАКАЛОВА
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством привития любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является намного актуальнее, чем ранее. Привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством привития любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Президент РФ Владимир Путин заявил, что национальная идея России — это патриотизм. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Любовь к Отечеству - это и есть то главное основание души любого истинного гражданина».
Таким образом, целью патриотического воспитания является воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Оно начинается в семье. К сожалению, во многих молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Сейчас изменилось отношение людей к Родине, о ней говорят в основном негативно. Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности. Воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится особенно трудным и требует большого такта и терпения. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.
В нашем детском саду этой проблеме мы уделяем серьезное внимание. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются во всех видах образовательной деятельности, играх, труде, быту.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Таким образом, нами поставлена цель:
• формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной через краеведение.
Почему через краеведение? «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Для достижения данной цели нами поставлены задачи:
1. Формировать у детей любовь к родному краю, к родному городу и его
историческому прошлому.
2. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.
4. Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.
Для выполнения поставленной цели и задач педагогами использовались
разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – проекты.
Мы считаем, что именно проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, и в первую очередь с мамой и своей семьей.
Семья для ребенка дошкольного возраста является первым и основным звеном той цепи, которая связывает его жизнь с общественной средой, что очень важно для становления личности ребенка.
В рамках проекта «День матери» мы приняли участие во Всероссийской акции «Мама, я люблю тебя!» :
На заключительном этапе была проведена презентация проекта:
1. Выставка папки – передвижки «День матери»
2. Презентация альбома «Профессии наших мам»
3. Праздник для мам «Мамочка, я люблю тебя».
Прежде всего необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нем событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием Россия.
Реализуя проекты «Мой родной Приморский край» и «Моя родина – Уссурийск» были применены различные формы организации по ознакомлению детей с родным городом и краем. Но чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные формы и методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Одной из таких интересных форм был лэпбук, в котором была собрана вся информация по этим темам в виде карт, фотографий, загадок, пословиц, дидактических игр, небольших стишков и т. д.
В процессе работы над проектом «Мой родной Приморский край» дети узнали, что тигр является природным символом Владивостока и Приморского края, что он изображен на гербе нашего края и на гербе города Владивостока, и что он занесен в Красную книгу. Но огромное эмоциональное воздействие на детей оказало непосредственное участие в уникальном экологическом празднике - праздновании Дня тигра, где они заняли 1 место в городском конкурсе программ. В рамках проекта наши воспитанники также принимали участие в региональном конкурсе «Люблю тебя, мой край родной!» и были награждены дипломами. А несколько детей, принимавших участие в муниципальной экологической акции «Зимние заботы», были отмечены грамотами за мастерство, оригинальность и творческий подход.
Такие мероприятия имеют большое значение. Так как они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма, а яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях также способствует бережному отношению к традициям. Одна из таких традиций - участие в общегородском субботнике весной «Что я могу сделать для своего города?», формирует у детей представление об экологических проблемах города и приучает детей бережно относиться к тому, что создано старшим поколением, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на улице, в детском саду.
Через изучение истории и традиций предков воспитывается гордость и уважение к родной земле. Родители не остаются равнодушными и помогают в праздновании Масленицы и Дня Победы, Дня города. Экскурсии к Мемориалу славы и возложение цветов не только оставляет глубокое впечатление в детской душе, но и вызывает интерес к военной истории нашей Родины и помогает сохранить в памяти этот светлый праздник.
Таким образом, опыт работы показал, что метод проектов является самым эффективным по формированию у дошкольников системных знаний о своей малой Родине и воспитанию гражданско- патриотических чувств.
Известно, что у каждого человека на всю жизнь запечатлеваются самые яркие воспоминания детства, так как в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нём, истоками патриотических чувств, необходимо самим взрослым (воспитателям и родителям) обладать этими чувствами и с любовью, искренностью, эмоциональностью передавать их детям.