Галина Буянкина
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство патриотизма очень многообразно по своему содержанию, его трудно определить несколькими словами. Конечно, это любовь к нашей стране, а также любовь к своей малой родине Мордовии. Патриотические чувства проявляются также в уважении и гордости к своему народу. Ребенок рождается в семье и не может жить один, поэтому с дошкольного возраста ощущает свою неразрывность со всем окружающим. Желание сохранять богатства свое страны – это тоже патриотизм.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотизм ярче всего проявляется в сложных жизненных ситуациях, но он отслеживается и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Не слишком ли сложным и объемным является чувство патриотизма? Если внимательно понаблюдать за детьми, изучить их возрастные особенности, интересы, можно сделать вывод, что дошкольники обладают определенным количеством знаний, интересы детей связаны не только с настоящим, но и с будущим. В общении детей между собой, по вопросам которые они задают родителям и воспитателю, можно услышать суждение о добре и зле, о несправедливости. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Воспитанники из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей. Дети понимают, что доброта человека приносит радость. Могут рассказать о бесценной материнской любви и заботе о них. Надо дать понять детям, что на все хорошее, что для них делается людьми, нужно отвечать добром, проявлять внимание и к взрослым и к своим сверстникам.
Воспитание патриотических чувств наиболее эффективно начинать с дошкольного возраста. Если подумать, мы всю свою жизнь оглядываемся на своих родителей, «слышим» голос и песню родной матери, помним сказки, которые нам рассказывали в детстве.
Сказки волшебным образом открывают ребенку целый мир, эмоционально, в доступной для ребенка форме окрашивают настоящее, вселяют веру в добро и справедливость.
Как любят дети положительных сказочных героев: Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Настенька, Добрыня Богатырь, Илья Муромец, Иван Царевич. Какое уважение и гордость они вызывают. Каким же неисправимым злодеем предстает пред нами Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник. Как же коварна Баба Яга. Сказки увлекают ребенка, как же огорчается ребенок, когда любимые герои оказываются в беде, как радуются, когда добро побеждает зло. При прочтении художественных произведений ребенок определяет, что народ считает главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Охотно слушают дети не только русские народные, но и мордовские сказки. Невозможно недооценить значение сказки, поэтому чтение художественных произведений должно осуществляться не только в дошкольном учреждении, но и дома.
В своей работе стараюсь много времени уделять знакомству ребенка с природой родного края. Показ презентаций, иллюстраций, наблюдение в природе, изучение растений и животных - все это способствует тому, что у ребенка появляются любимый цветок, дерево, тропинка. Остаются в памяти на всю жизнь уголки природы, которые мы посещали в детстве. Они всегда кажутся нам самыми красивыми, заветными, залитыми ярким светом, неповторимыми.
Так через общественное и природное окружение ребенок знакомится с Родиной. Но пока он еще мал, без помощи взрослого ему трудно понять, что люди трудятся не только ради своей выгоды, но и на благо всей страны. Что улица, по которой ребенок ходит вместе с родителями и гуляет во дворе вместе с детьми – это и есть его Родина. Село, лес, река, поле – все кругом родное такое. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей подражательности и доверия к вам, родители, дети перенимают вашу оценку событий. Нужно при детях подчеркивать значимость общественного труда.
Мы учим ребенка с младенчества любить родителей, помогать им в домашних делах. Эта любовь очень важна, но нужно стремиться, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, чтобы дети увидели гражданское лицо родителей, осознали их как тружеников, вносящим вклад в общее дело.
Детей нужно научить уважительному отношению к ветеранам войны, чтить память погибших воинов. Объяснить детям огромное значение героических подвигов солдат, тяжелого труда женщин и детей во время войны. Важно читать книги о защитниках Родины. Расскажите, как проявились во время войны стойкость, мужество и героизм солдат. Дети должны знать о международном общественном движении по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны – «Бессмертный полк». Совместно с детьми просмотрите семейные альбомы, научите ребенка гордится военнослужащими вашей семьи.
Одной из граней патриотизма является отношение к трудящемуся человеку. В сознании ребенка как можно раньше должны зародится мысли о том, что все вокруг создано трудом человека. «Где труд – там и радость» гласит народная мудрость. Героизм труда воспитывает нравственные чувства ребенка. Целесообразно рассказать ребенку о своей работе, в доступной форме раскрыть секреты вашего мастерства.
При ознакомлении детей с трудом взрослого человека необходимо обозначить значимость этого труда не только определенному человеку, но и трудовому коллективу и стране в целом. Ребенок должен понять, что человек не может жить изолированно от других людей и только ради своего благополучия. Только в сплоченном труде можно добиться высоких результатов и пользы для всего общества и государства. Рассказы о героическом труде очень нравятся детям, они сразу начинают отождествлять себя с людьми тружениками. Героизм рождает подражание ребенка к лучшим поступкам человека.
Когда ничего не знаешь о своей Родине, трудно полюбить ее всей душой. Давайте совместно будем знакомить ребенка с историческим прошлым своего народа. Традиции, праздники, художественно-прикладное искусство вызывает интерес у детей. Обращение к прошлому своего народа необходимо для становления патриотических чувств.
В дошкольном учреждении ведется работа и по ознакомлению ребенка с современным состоянием страны. Дети охотно изучают флаг герб России, слушают песни о Родине. Любовь к Родине проявляется и в бережном отношении к природным ресурсам страны. Роль труда важна для ребенка. В современной семье детям уделяется много заботы, внимания. Часто ребенок неохотно выполняет трудовое поручение, привыкая, что за него все сделают родители или воспитатель или другие дети в группе. Ребенок еще мал и трудовые поручения невелики и ограничены, но раскрывают для ребенка радость от результатов своего труда. Очень важно поощрять самостоятельную деятельность. Не сразу зарождается мотив сделать что-то для всех членов своей семьи, для всех детей в коллективе, а не только для себя самого. Участие ребенка в общественных делах воспитывает активную гражданскую позицию. Пусть дети наблюдают за вами в благоустройстве двора. Как важно совместно с детьми посадить дерево, цветы на клумбе. Посильный труд с общественной мотивацией объединяет семью и детский коллектив.