Елена Митюнина
Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Митюнина
Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Е. И. Митюнина
(МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти)
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Публикация «Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Исходя из этого, в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию мы поставили целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи мы решали в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, создание предметно-развивающей среды в группе. Для успешной реализации работы нами был разработан комплексный тематический план. В нем тесно объединены все виды детской деятельности: занятия, игры, труд, быт. Такая интеграция дает возможность воспитывать не только патриотические чувства, но и формировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В план были включены следующие такие темы: "Моя семья", "Мой любимый детский сад", "Мой район и город, в котором я живу", "Я и моё имя", "Наша Родина - Россия", "Наши защитники", "Очень я люблю маму, милую мою", "Наши космонавты", "Этот день Победы", "Наш город - прежде и теперь".
Знакомство детей с каждой темой выстраивалось по следующему алгоритму: выявление имеющихся знаний, расширение их через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, беседы с детьми, организация экскурсий, встреч с интересными людьми, использование дидактического материала. Полученные знания закреплялись в продуктивных видах деятельности, в сюжетно-ролевых играх.
Например, в ходе работы над темой "Моя семья" проводились занятия, где дети составляли рассказы о членах семьи, читали заранее подготовленные стихи о сестренке, братишке, заучивали стихотворения Я. Акима "Моя родня", обсуждали отрывок из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения". Дети рисовали портрет своей семьи. Мы провели беседы по семейным фотографиям на тему "Где мы отдыхали летом", обсудили ситуации из жизни семьи, организовывали сюжетно-ролевую игру "Семья".
Организуя работу по теме "Наши защитники" (ко дню защитника Отечества, мы провели занятия "Рода войск", читали рассказ Б. Никольского "Солдатская школа", заучивали стихи. Организовали встречу с бывшим военнослужащим пограничных войск папой Королева Артема. Его рассказ о пограничных служебных собаках, о работе пограничников в мирные дни на рубежах нашей страны вызвал огромный интерес у детей. Закончилась встреча совместным спортивным развлечением «Вместе с папой», на котором ребята соревновались в беге в мешках, чистили на время картошку, учились собирать рюкзак в поход. Совместное чаепитие в конце праздника объединило детей и их родителей, доставило массу удовольствий и впечатлений.
Мы понимали, что для поддержания интереса и закрепления полученных знаний необходима организация предметно-развивающей среды. Так в познавательном центре появился уголок патриотического воспитания, куда вместе с детьми, родителями собирался познавательный материал по мере ознакомления с той или иной темой.
После знакомства с темой "Москва - главный город нашей Родины", мы организовали фотовыставку "Прогулка по Красной площади", поместили макет Московского Кремля, сконструированный детьми, издали альбом с рассказами детей из личного опыта (кто был в Москве).
Совместно с родителями была оформлена интерактивная выставка "Москва - столица нашей Родины".
Огромный интерес у детей вызвала выставка "Ставрополь - Тольятти", где они имели возможность узнать историю города, рассмотреть фотографии памятных мест, познакомиться с былинами и легендами Жигулей, изучить природу Самарской луки (по иллюстрациям).
Пополняя материалами и пособиями патриотический уголок, мы учитывали принцип деятельностного подхода.
Например, при знакомстве с российским флагом дети не только рассмотрели его, но и сами раскрашивали, составляли из набора цветных полосок. При изучении народного костюма подбирали предметы одежды, наряжали кукол, самостоятельно создавали недостающие детали (д/и "Наряд для богатыря", д/и "Костюм для куклы"). Для д/игры "Путешествие по городам Поволжья" дети изготовили игровое поле, карточки. Макет "Русская изба" позволил действовать с предметами старины, придумывать сюжеты.
Для наиболее эффективной работы по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста было установлено тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Мы обеспечили минимум психолого-педагогической информации, обучили способам общения с ребёнком, вовлекли членов семьи в педагогический процесс.
По нашим рекомендациям родители совершили экскурсии с детьми по памятным местам нашего города. Семьи побывали в парке Победы, где возложили цветы к Вечному огню; посетили памятник воинам Великой Отечественной войны на площади Свободы, монумент воинам-афганцам; полюбовались на памятник основателю города Ставрополь В. Н. Татищеву. Родители объяснили правила поведения в таких местах и на своём примере показали, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков.
В праздничные дни дети имели возможность рассмотреть вывешенные государственные флаги, транспаранты, шары, полюбоваться на фейерверк. Все это вызвало у детей чувство гордости к своему родному городу Тольятти.
Мы выяснили, что в семьях наших воспитанников хранятся фото военных лет, ордена, медали. В детский сад были приглашены ветераны-фронтовики (бабушка Кирилла Сабурова и дедушка Кати Давыдовой, которые рассказали о боях, о тяжёлом труде в тылу. Дети рассмотрели награды, узнали за что и кем они получены.
В результате проделанной работы мы сформировали ценностное отношение к своей стране, к городу, семье, повысили интерес к истории. Культуре и природе родного края.