Лариса Шараськина
Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание осознанно – правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой»
Выступление нацелено на нравственное воспитание ребенка в процессе ознакомления его с природой родного края.
Публикация «Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В основу деятельности положена работа по чувственному восприятию, эмоциональному отношению детей к природе и знаний о закономерностях ее жизнедеятельности.
Одной ИЗ центральных проблем современности является экологичес-кое воспитание и образование подрастающего поколения. Каждый из нас знает, что возможности природы не бесконечны, именно поэтому все острее встает вопрос о формировании у каждого человека бережного и заботливого отношения к природе. И решать эту задачу необходимо уже в дошкольные годы, когда ребенок наиболее чувствителен к окружающей его действительности. Поэтому, работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста обладает большими возможностями и перспективой. Экологическое воспитание включает в себя два аспекта:
-передачу экологических знаний,
- трансформацию их в отношения.
Знания - обязательный компонент формирования начал экологической культуры, а отношение - конечный его продукт.
Поэтому, для того, чтобы определить уровень экологических знаний детей мы провели педагогический мониторинг.
Часть детей основными правилами поведения в природе считали, что нельзя мусорить и жечь траву. Когда детей спрашивали, почему нельзя мусорить и жечь траву, то они отвечали, что трава будет грязной и черной. Наблюдения и беседы с детьми выявили, что 30 % детей знают правила поведения в при-роде и соблюдают их,50 % детей знают правила поведения в природе, но не соблюдают их, 20 % не знают правила поведения в природе.
Исходя из результатов мониторинга и требований программы, поставили задачу: создать педагогические условия для приобщения ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среда.
Для того, чтобы работа носила целенаправленный характер, составили перспективный план знакомства детей с миром растений. Включили в содержание вопросы о растениях и о правилах поведения в природе.
Для решения поставленной задачи использовали разные формы работы, такие как: экскурсии по экологической тропе д/сада, наблюдения за деревьями, растущими на экологической тропе и другие.
В ходе наблюдений, например, обращали внимание на цвет коры на стволе, расположение веток, размер и форму листьев, плодов, семян, делали сравнения, находили различия. Из собранных листьев сделали аппликацию "Осенний парк». Каждый ребенок рассказывал, от какого дерева он нашел листочки и, чем они отличаются от листьев других деревьев
Любое познание невозможно без приобретения новых знаний, которые мы старались давать детям на занятиях. Например, при проведении занятия на тему: "Красота природы бесценна" стремилась сформировать у детей понятая о том, что красоту природы невозможно купить ни за какие деньги, что человек не сможет существовать без природы. С этой целью использовала:
1) морально этические вопросы: Что в нашем мире нельзя купить ни за какие деньги? (лес, поляну, небо, природу, ее красоту)
2) вопросы, затрагивавшие чувства ребенка: Что ты чувствуешь, когда находишься в лесу, на поляне, у речки? В какое время года ты любишь бывать там? Почему?
3) познавательные вопросы: Что происходит с деревьями в зимний период? Какую пользу приносят человеку деревья?
Задала вопросы, направленные на познавательное развитие детей, например: Для чего деревья сбрасывают осенью листья?
4) экологические вопросы: Почему дерево можно назвать живыми? Почему нельзя трогать ядовитые растения?
Учитывая возрастные особенности детей и их преддошкольный возраст, много места отводили сообщению им научных природоведческих знаний. С ЭТОЙ целью перед занятиями выискивала информацию из энциклопедий. Готовясь к занятиям, изучая художественную литературу, сама зачастую неожиданно узнавала много нового о природе. Например, о том, что деревья могут регулировать силу ветров. Наблюдая за детьми, поняла, что дети стали больше интересоваться растительным миром. Им стало понятно, какую пользу приносят деревья и растения человеку.
На следующем этапе работы мы стали уделять внимание сообщению детям знаний о значении деятельности человека. На этой основе старались сформировать у детей бережное отношение к природе. С этой целью использовали логические задачи - игры обучающего характера.
Предложив поиграть, рассказала: "В одном городе жили два мальчика Слава и Витя. Как-то раз они решили отправиться в лес за ягодами. На следующий день они пошли на свою поляну, где всегда было очень много ягод. Когда они пришли на место, то увидели, что на поляне валялся мусор, родничок, протекающий на полянке, был весь засорен остатками пищи. Мальчики удивились"
Спросила детей: "Как вы думаете, что сделали мальчики?"
Сама, как- будто пытаясь помочь детям, предлагала заведомо неп-равильные ответы: "Пойдем искать другое место", "Давайте сожжем весь мусор".
Такой прием неправильного ответа помогал детям "докопаться" до сути поступка, проанализировать его и придти к правильному решению.
Отношение детей к природе уточняла через вопросы:
-"Почему вы решил и, что так поступать нельзя?"
-"Что может произойти?"
-"Если не будет природы, что случится с человеком?"
Дети отвечал и, что если все будет так плохо вести себя в природе, природа погибнет, человек не сможет жить без воды, без воздуха.
Говорили, что если бы они оказались на месте мальчиков, то обязательно собрали бы весь мусор и потом выкинули его в мусорный контейнер.
Детям было предложено разыграть ситуацию: "Что можно, а что нельзя делать в природе. Дети говорили, что:
Можно: Нельзя:
сажать деревья > ломать ветки
кормить птиц —— > стрелять в них из рогатки
убирать мусор > сорить на природе
поливать цветы > рвать цветы
После проведенной работы у детей накопился определенный запас знаний, появился интерес к окружающей их природе.
С целью поддержания у детей интереса к природе и формированию у них понятий о хороших поступка провела серию занятий по теме "Как мальчик обидел дерево". В ходе занятия дети
1) рассматривали иллюстрации и составляли по ним рассказы
2) рассматривали запрещающие знаки "Этого не следует делать в природе"
3) рассматривали листья дерева через лупу, находили мелкие дырочки-поры, через которые растения дышат
4) рисовали природоохранные знаки.
После этого занятия дети более грамотно отвечали на вопрос "Почему дерево считается живым и его нельзя губить?" Дети говорили : "Дерево дышит, выделяет газ (так они называли кислород, пьет воду, растет».
Чтобы сформировать у детей понятие о том, что природа приносит пользу человеку и ее нужно беречь, использовали дидактические игры, изготовленные с этой целью. Например, в игре, "Какую пользу приносит дерево человеку», познакомила детей с хвойными и лиственными деревьями и их особенностями (какой прочностью обладает древесина, какие изделия можно изготовить из этих деревьев).
Использование дидактических игр показало, что знания детей о пользе растений приносимой людям стали более глубоким. Дети начали понимать, что, губя природу, человек наносит вред себе, что не все растения полезны для человека, но эти растения могут быть полезны для животных и губить их не нужно.
Умение оценивать поступки свои и своих товарищей, проявить сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем -это то, к чему мы стремились в своей работе с детьми.
В свободной деятельности и на занятиях мы много рассказывали детям о людях, которые стремятся к тому, чтобы наша планета была чистой и зеленой. С этой целью познакомили с профессиями лесника, егеря, рыбнадзора, рассказали, о том, что существует партия "Зеленых", которая проводит различные экологические акции по защите и охране природы. Узнав о том, что "Зеленый" патруль охраняет природу-леса, парки, скверы, деревья, я предложила создать свое общество "Зеленый патруль",который будет охранять деревья и кустарники растущие на участке и на территории детского сада. Когда я спросила у детей о том, что же будет делать наш "Зеленый патруль", дети ответили,что они будут рассказывать малышам почему нельзя рвать траву и цветы. Решили сделать обход по участку и экологической тропе, найти деревья со сломанными ветками и содранной корой, оказать им помощь. Дали детям знания о том, что содранную кору на стволе дерева нужно замазывать краской, делается это ранней весной, когда еще не началось сокодвижение у дерева. Детям было очень интересно узнать о том, что, когда на ветках больших деревьев скапливается много снега, его нужно стряхивать, для того, чтобы под тяжестью снега у дерева не поломались ветки.
В результате проведенной работы мы замети ли, что дети намного бережнее стали относиться к окружающей их природе. Стали намного наблюдательнее. Реализация задачи по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе возможна при условии единства:
1) экологическая культура педагога
2) экологическая культура МАДОУ
3) экологическая культура семьи.
И именно экологическая культура семьи является не менее важным аспектом в системе формирования осознанно-правильного отношения детей к природе.
Для родителей была проведены консультации на тему "Зеленая аптека", «О лекарственных травах и применению их в профилактике простудных за-болеваний».
Провели анкетирование. Родителям было предложено ответить на сле-дующие вопросы:
1) Есть ли у вас дома животные? (собака, рыбки, хомячки, птички и т. д.)
2) Есть ли комнатные растения?
3) Кто ухаживает за ними?
4) Бываете ли вы с ребенком в лесу, парке? С какой целью?
5) Где ребенок проводит лето?
Анализ анкет показал, что у большинства семей имеются дома животные, де-ти помогают ухаживать взрослым за растениями и животными.
После проведенной вышеизложенной работы нами была проведена повторный мониторинг. Детям задавались вопросы. Какую пользу приносят деревья человеку?", "Какие изделия изготавливают из разных пород деревьев?","Какую помощь ты можешь оказать природе?" и т. д.
Результаты диагностики показали, что у 40 % детей нашей группы складываются осознанно-правильное отношение к природе. Дети хотят помочь всему живому, окружающему их. очень стараются не вредить природе. В дальнейшем мы планируем дать детям знания об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, о роли человека в сохранении природных ресурсов, расширить знания об охране рек.