валентина жигалова
Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать +Заказ
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Детям так же, как и взрослым,
Хочется быть здоровыми и сильными,
но они не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься.
Януш Корчак.
Публикация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стало “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Передо мной стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Я стараюсь формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Основными разделами моей работы по формированию основ здорового образа жизни стали : 1.«Правила гигиены». Особое внимание уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В работе стараюсь использовать весь материал доступных методов и приемов. В группе имеется «Уголок здоровья», дидактические игры оздоровительного характера : «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими». Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться, закрепляла правила ухода за кожей. 2.«Знай свое тело». Дети получают представление о строении и функциях организма (кости, мышцы, сердце, мозг, кроме того, рассматриваем влияние на работу этих органов различных форм поведения. Провела занятие: «Мое тело», физкультурное развлечение на тему: «Сильные, смелые, ловкие». КВН в старшей группе на тему: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Чудо - вода». На занятии по теме: «Кто я?» - учила называть свое имя, фамилию, сколько лет. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы: Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье. 3.«Соблюдай режим дня». Работу направляю на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью». 4.«Занимайся физкультурой». Совместно с детьми выявляем значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Большое внимание уделяю закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, корригирующую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, беседуем «Для чего нужна зарядка», провожу дидактические игры «Конструирование тела», «Здоровая и нездоровая кожа». 5.«Правила этикета». Формирую систему представлений о культуре быта человека; знакомлю с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом. Провожу игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда». Во время приема пищи. постоянно объясняю, что есть нужно, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняем с детьми. какие продукты полезные. Через игры, беседы даю знания о полезной пищи. «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играем с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Во время умывания использую художественное слово, заучиваю потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса». Большое внимание в работе с детьми уделяю формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращаю внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье.
Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Учу детей соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучаю быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах. Вместе с детьми читаем сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака старалась помочь детям понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Какой был мышонок? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей? Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело. Организованную деятельность с детьми строю согласно педагогическим принципам, по своему содержанию они соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей. Материал распределяю с учетом чередования физической и умственной нагрузки. Включаю в о организованную деятельность нетрадиционные методы оздоровления : самомассаж, пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию. В своей работе стараюсь не обременять детей чрезмерным количеством изучаемого материала, слежу, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям. Повышая познавательный интерес, включаю в занятия игры и игровые упражнения, которые помогают формировать представление о здоровом образе жизни. Проводимая мною работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даё т следующие результаты: снизилась заболеваемость детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.
Воспитатель МБДОУ детский сад 10 «Мишутка» Жигалова Валентина Михайловна