Жанна Думанишева
Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ж. Р. Думанишева,воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»
«Правильное воспитание-это
наша счастливая старость.
Плохое воспитание-это будущее
горе, это наши слезы,это наша
вина перед другими людьми,
перед всей страной.»
А. С. Макаренко.
Публикация «Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание нравственности и патриотизма у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст - пора интенсивного становления личности, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру: «Что покажешь ребенку - то и его дорога», говорят Адыги. И действительно, это народная мудрость не требует комментариев.
Наш педагогический коллектив работает по воспитание и обучению детей на традициях всех народов, проживающих на территории Адыгеи, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям. Именно через приобщение ребенка к культуре своего народа возможно полное раскрытие личности ребенка через включение его в культуру собственного народа.
Для маленького ребенка Родина начинает с родного дома, улицы, на которой живет. Именно в семье начинает расти будущий гражданин своей страны. Таким образом, началом всех начал в нравственно-патриотическом воспитании является семья. Это - главный институт воспитания. Здесь закладывается фундамент будущего гражданина.
Вот почему огромное внимание в своей работе я уделяю связям с семьей.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким: отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением. Если в семье принято уважительно относиться друг к другу, готовить друг другу подарки, вместе праздновать Новый Год, с добротой и любовью относиться к пожилым людям в семье — то это становится социальным опытом ребенка.
Поэтому, беседуя с родителями, я говорю о том, что сами того не видя, они каждым словом, каждым поступком, воспитывают своего ребенка. И этот опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.
В современном мире ребенок развивается окруженным множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Поэтому так актуально в наши дни проблема духовно-нравственного воспитания детей, воспитание в духе патриотизма.
Нынешнее поколение (молодое) взрослых забыли или не помнят, или не знают свои корни. Проведя анкетирование, беседы с родителями мы услышали крик о помощи. Дело в том, что родители не могут или не знают как вести с детьми работу. А из беседы с детьми выяснила: у детей совершенно поверхностное знание о родной природе, городе, республике, Родине. Родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитание, так как считают, что это за них сделает детский сад и школа.
Это - проблема и решать ее надо вместе сообща с родителями, педагогами, психологом, инструктором по физической культуре и с музыкальным руководителем. Взаимоотношение с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а так же сохранению вертикальных семейных связей.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к своей земле имеет ближайшее окружение: детский сад, своя улица, город, страна, столица, символика - герб, флаг.
Наша малая родина-это Адыгея. Детям даем понятие, что Адыги - один из древнейших народов Кавказа, давших название республике, что Адыгея — одна из самых замечательных мест на Северном Кавказе, в котором живем и мы с вами. Я рассказываю детям, что наш город Майкоп славен традициями, своей историей, памятниками, лучшим из которых является памятник дружбе народов «Навеки с Россией», достопримечательностями и лучшими людьми. Что родители наших воспитанников вносят свой пассивный вклад в дальнейшее развитие Республики. Наш г. Майкоп - это частица нашей большой Родины. Воспитывая любовь к своему отечеству, гордость за свою страну я стараюсь формировать доброжелательные отношения к людям разных национальностей. Ведь наша малая Родина - много национальна. У каждого народа свои обычаи, свои традиции, каждый народ велик и талантлив.
На этом этапе мы организуем поисковую деятельность детей. Они расспрашивают родителей, бабушек, дедушек о достопримечательностях города, их микрорайонах, об истории названия улицы, о знаменитых земляках. Все эти мероприятия расширяют знания детей о своей малой Родине, им интересна созданная ситуация поисковой деятельности.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых (бабушек, дедушек, прадедушек, участников Великой Отечественной войны) на этих конкретных примерах мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», ненависть к врагу, «любовь к отчизне».
Положительных результатов в нравственно-патриотическом воспитании можно добиться только тогда, когда патриотическое воспитание проводится системно и последовательно. Чувство патриотизма должно быть осознанным и носить комплексный характер, то есть пронизывать все виды детской деятельности: занятия, этические, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы, встречи, праздники, экскурсии, свободная деятельность детей для реализации своих фантазий.
Полученные знания на занятиях познавательного цикла использую в играх различного характера, самостоятельной художественной деятельности и музыкальной деятельности. Таким образом, я подкрепляю каждую тему различными играми, продуктивными видами деятельности.
Для игр по патриотическому воспитанию изготовила дидактические пособия: «Праздники малой Родины», «А мы вам вот что расскажем» (о том, что узнали, увидели).
В группе оформлен уголок по патриотическому, составлены программа и тематическое планирование по данной теме.
Провожу этические беседы о семье: «Какие они, мои родители?», составляем рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают, где бывают. Провожу совместные праздники с участием детей, их родителей, участие в конкурсах. Так и родителям и детям запомнился конкурс с отгадыванием загадок об осени, о дарах осени.
Дошкольнику в этом возрасте важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной в том числе и ее государственными символами.
Мои ребята хорошо знают и герб и флаг как России, так и Адыгеи. А для этого было проведено много занятий: и по развитию речи, и аппликация, и рисование.
Особое значение придаю игре. Ведь игра-способ познания окружающего. Она влияет не только на формирование развития, но и воспитывает нравственно. Сюжетно-ролевые игры «семья», «папа, мама и я - наша дружная семья», экскурсии по городу - все это способствует воспитанию патриотических чувств детей. Нравственно-патриотическое воспитание продолжило в различных видах изобразительной деятельности. Дети рисовали портреты своих близких людей, и конечно мамы были самыми красивыми. «А осень ранняя». Какие только краски не используют дети! Все это закрепляет нравственно-патриотическое представление у дошкольников.
Большое значение в патриотическом воспитании имеют праздники и традиции.
Самым шумным и радостным был праздник «Проводы зимы» с блинами, с частушками, с калядками. Большое участие в нем приняли участие родители.
Блины были бесподобными, а родители порадовались знаниями народных русских частушек. Дети знакомы и с Адыгейскими праздниками «Байрам», «Курман». Но особый интерес вызвал праздник сыра с чаепитием. Детей и родителей угостили свежайшим сыром. Родителям и детям я рассказала о том, как высоко в горах «Лаго-Наки» где проводится этнический фестиваль культуры туристы из разных стран были восхищены вкусом и приготовлением Адыгейского сыра прямо в полевых условиях. Туристы назвали хозяйку сыра Княгиней адыгейского сыра-Гошнаго Казанчи, так как она искусно орудовала у большого казана с молоком.
Итак.
Цель:
-Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада,своего города, своей страны.
-Формировать нравственно-патриотические чувства, обогащать и углублять знание детей о семье, городе и стране.
-Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Задачи:
-Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к великой и малой Родине.
-Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, символике.
-Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье
-Развивать способности восприятии и анализе литературных произведений
Перспектива развития:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, улице, городу.
-Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.
-Воспитание уважения к труду.
-Развитие интереса к традициям своего народа.
-Расширение представления о родном городе.
-закрепление знаний детей о символах государства (герб, флаг, гимн).
-Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.
-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
В перспективе будем продолжать работу по данному направлению более углубленно, в связи с этим считаю необходимым :
-Продолжать работать по проекту «Моя Адыгея»
-Наметить индивидуальную работу с детьми по патриотическому воспитанию, на летный период включить работу по патриотическому воспитанию в план летней оздоровительной работы.
-Продолжить работу с родителями по теме, используя новые формы и методы.
-Продолжить разработку новых дидактических игр по данной теме.
В этом я вижу образ перспективы развития.
Литература:
1. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами» М. ,1980
2. Полякова Т. В «Знакомим детей с малой родиной» https:/ap2004/alledu.ru/document/380/839
3. Павлова Л. О. «Взаимодействие семейного и общественного воспитания детей// дошкольное воспитание. 2002.N 8 — C. 8-13.