Лариса Белохвостикова
Мастер-класс для воспитателей «Воспитание патриотизма средствами музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать интерес у педагогов к русской народной культуре посредством проектной деятельности.
Задачи:
- заинтересовать каждого педагога темой проекта;
- вызвать интерес к проектной деятельности и желание развивать свой
творческий интерес;
- обучить изготовлению детского шумового инструмента - погремушка,
принять участие в музыкальной викторине «Песня – русская душа».
-развитие творческой активности педагогического коллектива.
План:
- Теоретическая часть.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Воспитание патриотизма средствами музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Практическая часть.
(1 слайд)
Теоретическая часть.
Проект: «Воспитание патриотизма дошкольников средствами
музыкального фольклора»
для детей старшего дошкольного возраста.
Девиз: Русские пляски, русские песни,
Русские сказки, что всех интересней.
Россия – громада, Россия – красавица,
А мы – россияне, и нам это нравится.
срок реализации – 2014- 2015 учебный год.
Вид проекта: Русский народный фольклор,
по количеству участников: коллективный;
по контингенту участников: дети пяти-семи лет;
по характеру деятельности: информационный, исследовательско – творческий;
по продолжительности: долгосрочный.
(2 слайд)
Актуальность проекта: Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. В связи с этим хочу отметить важность как можно более раннего включения музыкального фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольном возрасте. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Да, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, селе, стране, особенностях национальных традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе.
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…»
В. Шафнер.
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного и музыкального народного творчества виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания, народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, снимая страхи, агрессию, замкнутость, активизируют память, внимание. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
К большому сожалению, к сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, во что играли, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы сами на них не всегда можем дать ответ? Я считаю, мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Как говорится без прошлого нет будущего.
(3слайд)
Цель проекта: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
(4 слайд)
Тема проекта выбрана не случайно. Она мне близка. На протяжении
многих лет я стараюсь знакомить детей с музыкальным фольклором с
позиций:
1) освоения культурных традиций в процессе подготовки и проведения народных праздников;
2) построения тематических бесед на основе исторического прошлого в традиционной культуре России;
3) раскрытия содержания музыкального репертуара, разучиваемого с детьми и включающего в себя знания о народных героях, национально – культурных традициях, событиях исторического прошлого.
Я поставила перед собой задачу прививать детям любовь к народному творчеству. Осуществляла поставленную перед собой задачу как образовательную деятельность в режимных моментах. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Считаю необходимым вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность. Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы.
(5 слайд)
-чтение художественной литературы;
-слушание музыки;
-разучивание фольклорного репертуара;
-игры - драматизации.
(6 слайд)
Предварительный этап
На I этапе был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей 5-7 лет к русской народной культуре, через знакомство с русскими народными праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей, после анкетирования родителям было предложено участие в проекте. Разрабатывался перспективный план дальнейшей работы.
Для решения поставленной цели на данном этапе шел подбор музыкального материала, иллюстраций народных праздников, народного костюма, проводились выставки предметов декоративно-прикладного искусства. Таким образом, на первом этапе я старалась сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей, фольклором своего народа, развить эмоциональную отзывчивость.
(7 слайд)
Основной этап
Второй этап состоял из цикла занятий (НОД по ХПД) и в процессе
совместной деятельности музыкального руководителя с детьми в режимные моменты, в ходе которых дети знакомились с новыми народными, песнями потешками, прибаутками, играми, хороводами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. Составляя перспективный план работы, я сделала упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогать в этом будет мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – песни, игры.
Изучение национально-культурных традиций я разбила на три части. Поскольку начало занятий традиционно приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарными песнями и праздниками началось с осенних обрядов и традиций Древней Руси.
(8 слайд)
Вторая часть – это цикл зимних праздников и третья – праздники весеннее - летнего периода. (9 слайд)
В ходе реализации проекта с детьми были проведены развлечения «Осенняя ярмарка», праздник «Русская Масленица», весеннее развлечение «Встреча птиц», музыкальное развлечение «Лучшая частушечница страны» (о творчестве народной певицы М. Н. Мордасовой).(10 слайд)
(11 слайд)
На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения русских обычаев, обрядов. Начатая работа как посеянное зернышко проросло и дало свои всходы. Главная задача, стоящая перед нами зажечь искорку, которая со временем превратилась в настоящий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ была выполнена.
(12 слайд)
Заключительный этап – творческий
Итогом работы над проектом стал выход на районный конкурс по патриотическому воспитанию дошкольников, в котором мы заняли первое место.
Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности. Используя разученные с детьми песни, игры, пляски организовала театрализованную деятельность при постановке сказок и мини – сценок, дополнительно развивая творческие способности детей, обогащая связную речь, расширяя словарь, совершенствуя навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.
(13слайд)
Практическая часть
Я вас познакомила с теоретической частью проекта, а сейчас предлагаю, кому интересно, принять участие в практической части. Предлагаю вам стать участниками викторины «Песня – русская душа». Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете русскую песню. Прошу вас отгадайте мои загадки. Ответы принимаются в исполнении нескольких строк или слов. Участники готовы?