Получи документы

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление c историей и культурой родного края

Марина Корнишина
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление c историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Крапивинский детский сад «Росинка», с. Междугорное

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление истории и культуры родного края

Исполнитель:

Корнишина Марина Сергеевна

воспитатель

2024

Особенности патриотического воспитания

в дошкольной образовательной организации

Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление c историей и культурой родного края» размещена в разделах

Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С. В. Петерина; формированию гуманных отношений - А. М. Виноградова, М. В. Воробьева, Р. С. Буре, и др. ; формированию любви к Родине - С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Р. С. Буре, Н. А. Стародубова и др. ; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова и др.

Практически все исследователи этой темы сходятся в том, что основополагающими целями нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников являются :

1) Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры.

2) Изучение истории своего народа, родной культуры.

3) Воспитание чувства патриотизма : любовь к малой Родине - родному краю, городу; гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Для достижения данных целей в каждодневной, систематической работе с детьми должны быть решены следующие задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.

2. Расширение представлений о родной стране, ее столице.

3. Ознакомление с историческим прошлым России.

4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к людям.

6. Формирование бережного и заботливого отношения ко всему живому.

7. Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка [10].

«Для эффективной деятельности по воспитанию нравственности и патриотизма дошкольников очень важны следующие педагогические условия: компетентный педагогический состав, наличие методического сопровождения, создание эвристической среды в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей» [4,36 ].

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности.

Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых [3].

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности[3].

Также необходимо отметить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей - самые сильнодействующие факторы воспитания.

В качестве педагогических условий, обеспечивающих системную организацию нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выступают:

- ведущая роль педагога, «одушевляющего» (наделяющего различными функциями) предметный мир в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающего возможности развивающей предметной среды, и направляющего воздействие ее на личность детей, что предполагает осознание педагогом : воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента предметной среды; эмоционально-познавательной привлекательности компонентов; их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника;

- поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметно мира в игровой и других видах детской деятельности;

- предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного содержания компонента развивающей предметной среды на личность ребенка[6].

«Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту»[15, 28].

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, о их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества.

Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом,структуру нравственно-патриотического воспитания можно представить следующей формулой:

1 – первичные знания и представленния, которые дает ребенку взрослый;

2 – мотивы, чувства и отношения, возникающие на основе первичных знаний и представлений;

3 – формирование навыков и привычек, которые в конечном счете обуславливают поступки и поведение[8].

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-патриотического воспитания, которая соответствует его механизму. Эффективный результат методы воспитания дают при определенных условиях:

- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающем его прав;

- метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

- для использования метода должны быть подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично,опосредованно. Ребенок не должен почувствовать, что его воспитывают.

Поэтому при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Кроме этого нужно иметь ввиду, что применение методов нравственно-патриотического воспитания требует терпимости и терпения, следует терпеливо повторять уже используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу[11].

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет дать представление ребенку о всей стране. Такую задачу он сможет решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций и т. д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых - тематические занятия. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности, таким как игра. А. С. Макаренко считал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка: имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Он утверждал, что по тому каков ребенок в игре, можно сделать вывод, каков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Г. В. Плеханов, в свою очередь, полагал, что «детские игры представляют одну из связей, соединяющих различные поколения, и служат именно для передачи культурных приобретений из рода в род. В процессе игры воспитывается воображение, уверенность в себе, мужественное преодоление трудностей, развивается патриотическая направленность, чувство коллективизма, умение строить взаимоотношения с людьми, правильно относиться к людям» [6, 57].

Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по родному языку, но и ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению семейных связей. Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Делая выводы, необходимо отметить, что именно в коллективных формах деятельности можно научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ, аучить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию.

Публикации по теме:

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление c историей и культурой родного края
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 16:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление c историей и культурой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Марина Корнишина (УИ 2395877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД