Елена Донскова
Воспитание младших дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии и воспитании ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит игре как важнейшему виду детской деятельности. Характерное для более ранней ступени возраста манипулирование, простейшие действия с предметами постепенно заменяются несложной сюжетной игрой, возникают первые ролевые игры. Ребенок изображает наиболее близких ему людей и передает, весьма схематично, их действия, взаимоотношения.
Именно в этом возрасте появляется способность к условному использованию предметов в игре, что свидетельствует о первых проявлениях воображения, которое и служит опорой для возникновения ролевых игр.
Публикация «Воспитание младших дошкольников в игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Но уже в конце третьего и на четвертом году жизни, как показывает опыт, дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенные цели. Появление роли, условное изображение действий с условным использованием предметов, представляют собой качественно новое достижение ребенка, благодаря чему при внимательном отношении педагога игра становиться средством формирования личности ребенка. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога: от знания психологии ребенка, от его возрастных и индивидуальных способностей, высокой культуры отношений с ребенком, от знания методики, организации и проведении игр.
Правильно организуя игру, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в коллективе, воспитывает его хорошим и справедливым товарищем.
Дети на четвертом году жизни уже более самостоятельны в игре, но все же их игры однообразны, примитивны, если воспитатель не руководит ими. Поэтому мы подсказываем новые игры, вызываем воспоминания, помогаем воспроизвести какое- либо действие, ранее виденное ребенком, своим вопросом направляем детей на усложнение начатой роли.
Перед началом игры мы спрашиваем детей: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на машине? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.
В младшей группе зачастую мы прямо организуем игру, становимся ее участником, своим присутствием влияем на детей, прививаем им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками. Такой метод руководства помогает нам сблизиться с ребенком, найти к нему подход.
В процессе подготовки атрибутов для игры дети проявляют свою активность и самостоятельность. Поэтому мы стремимся приучать детей готовить все нужное для игры.
Например, малыши решили отпраздновать день рождения мишки. Мы предлагаем приготовить для именинника угощение, и показываем, как из пластилина слепить конфеты и пирожные. Затем в подарок Мишке предложили нарисовать рисунки. Умение что- нибудь сделать своими руками делают игры детей более содержательными и целенаправленными.
При внесении новой игрушки учитываем, на что направлена и как может быть организована детская самодеятельность. Часто при внесении игрушки используем большую красивую куклу Катю. Дидактические игры с участием куклы Кати дают хороший эффект: они обогащают содержание игры, т. к. представления детей становятся более четкими и разнообразными, малыши учатся свободнее комбинировать в своей игре различные предметы, например, д\ и: «У куклы Кати день рождения», «Новоселье», «Мама и дочка», «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу Катю на прогулку».
Используем и такой прием внесения игрушек для разнообразия игр - создание игровых ситуаций. Здесь уже активное руководство берем на себя.
Таким образом, мы считаем, что становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребенка 3-4 лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности, от освоения ребенком предметных действий и, обязательный фактор, - овладения речью.
В своей работе с детьми мы используем два пути становления сюжетных игр: 1. через развитие игр, возникающих у отдельных детей;
2. через игры- занятия, предложенные воспитателем.
В каждой игре- занятии программное содержание игры даем детям в форме ряда последовательных игровых действий, связанных между собой. В каждую игру- занятие вносим небольшое новое содержание или повторение в целях лучшего усвоения уже знакомого. Дети при этом учатся. Участие в этих играх- занятиях интересно детям своей доступностью, содержанием и разнообразными действиями с интересными, любимыми игрушками.
В младшей группе мы продолжаем работать над развитием таких сюжетно- ролевых игр, как «Семья», «Строители», «Доктор Айболит», «Машина», «Магазин», «Детский сад». Наиболее близкой детям является игра «Семья», потому что ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама», быть «похожим на папу».
Чтобы обеспечить более высокий уровень ее содержания, мы составили перспективный план работы, обеспечивающий развитие этой игры. С этой же целью стремимся по возможности укомплектовать игровой уголок соответствующими игрушками. В начале года их не так много: это постельное белье для кукол, посуда для кормления кукол, кукольная мебель. Постепенно, по мере обогащения детей знаниями, вносим новые игрушки. Игры с куклами способствуют воспитанию у детей добрых чувств: доброты, жалости, сочувствия, нежности. С этой целью в этот период проводим игры- занятия «Оксана проснулась», «День рождения Машеньки», «Купание куклы Кати» и другие. Эти игры учат детей играть самостоятельно, а потом переходить к совместным играм. Чтобы углубить интерес детей к этой игре, организуем дополнительное рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, например, Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова «Мой Мишка», Е. Благинина «Вот какая мама», И. Исаковский «Колыбельная»,
Г. Виеру «Мамин день», А. Барто «Машенька» и другие.
Положительное влияние на развитие игр в «Семью» оказывает наше внимание к ним. Мы можем предложить детям сюжет для игры: покормить куклу; вечером уложить ее в постель, а утром предлагаем детям разбудить куклу, умыть, покормить, одеть. Такая логичность в организации игровой деятельности способствует становлению устойчивого интереса детей к продолжению игр, начатых накануне. В этот период мы помогаем детям распределять роли, подсказываем ход игры, последовательность игровых действий. Все это повышает уровень игры. Такое целенаправленное внимание к играм детей в «Семью» дает положительный результат: игры становятся более длительными, содержательными, дети выделяют больше ролей в них (папа, мама, дед, баба, сестра, брат, гости). Дети начинают определять место для игры, подбирают игрушки. Так продолжается развитие игры в «Семью».
Затем большее внимание начинаем уделять развитию новой игры, например, в игру «Автобус». С этой целью малышей знакомим с видами машин, их назначением, с правилами поведения на улице, с трудом шофера. Прорабатываем тематический план учебно-воспитательной работы, обуславливающий развитие этой игры. Этот план будет реализовываться постепенно, на протяжении всего учебного года, с промежутками иногда в 2-3 месяца. Этот план отражает связь игры «Автобус» с различными занятиями, художественной деятельностью, со строительными и подвижными играми.
Вся эта подготовительная работа направлена нами на обогащение содержания игры, повышения уровня детских взаимоотношений.
Большое значение в развитии игры имеет понимание ребенком речи окружающих и развитие речи самого ребенка. Разговаривая о том, как они ухаживали за куклой, мишкой, мы закрепляем у них представление о ряде связанных между собой действий. Благодаря этому приему мы усиливаем желание играть в дальнейшем, развивая при этом сюжет игры: например, пришедшей в гости кукле рассказать сказку или прочесть стихотворение, показать картинки. Часто стараемся давать оценку поведения детей в игре. Разговор с детьми о последовательных действиях в игре помогает им в развитии сюжета.
Таким образом, учить маленьких детей играть – это значит вызвать у него интерес к сюжету игры, показать логическое чередование действий, связанных общим содержанием, вызвать подражание определенным действиям. Играя с ребенком, воспитатель дает ему такие жизненные образцы действий, которые, радуя, забавляя ребенка, в то же время ведут его от простого манипулирования к содержательным сюжетным играм.
Используемая литерату ра:
1. «Воспитание детей третьего года жизни» / Под редакцией В. Г. Нечаевой. – М. : «Просвещение», 2005.
2. Бобченко Н. А., Григоренко Г. И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – Киев: «Радянська школа», 2004.
3. Деркунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре». Педагогическое общество России – М. ,2006.
4. Воспитателю о работе с семьей /Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. - М. : «Просвещение». 2005.
5. «Воспитание детей в игре» / Под редакцией Д. В. Менджерицкой. – М. : «Просвещение», 2007.