Ирина Аюпова
Трудовое воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовые навыки детей младшего дошкольного возраста
Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это говорит о качественном скачке в развитии малыша, где он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний. В развивающей позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. Важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлении ребенка. А всячески поддерживать и развивать их.
Публикация «Трудовое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии. Педагог должен помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных умений. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В связи с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта, одним из направлений развития и образования детей является социально – коммуникативное развитие. Социально – коммуникативное развитие направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Одной из поставленных задач Стандарта является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявлять самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание, у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование полотенцем, носовым платком и т. д.).
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности, больше
начинает чувствовать, что он уже что – то умеет. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…». Отличная возможность дать малышам быть самостоятельными – это приобщение их к трудовой деятельности. У дошкольников в возрасте 3-4 лет важно формировать умение сервировать стол, ухаживать за растениями, помогать убирать игрушки на полки.
Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие. Через такой вид труда как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, труд помогает им. Труд увлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.