Кулишова Екатерина
Проектная деятельность «Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Публикация «Проектная деятельность „Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста
Цель:
Вызвать интерес младших дошкольников к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приемов.
Задачи:
• Дать представление о различных видах русского фольклора: потешки, загадки, сказки. Вызвать интерес к русскому народному творчеству, желание играть в народные игры.
• Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизацию словаря.
• Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
• Создать необходимую предметно – развивающую среду
• Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
ВИД ПРОЕКТА :
Практико- ориентированный, открытый.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
1 год
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети I младшей группы, родители воспитанников, муз. руководитель.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
В своей проектной деятельности я широко применяю малые формы фольклора с младшими дошкольниками. Известно, что дети младшего возраста чутко откликаются на потешки, приговорки, попевки. Умеют выслушивать сказки, прибаутки. Проявляют интерес к русским народным играм. Это забавляет, радует их, организует детское поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Поэтому я стараюсь подобрать потешки для детей с учетом возрастных особенностей. Побуждаю играть в русские народные игры, отгадывать загадки. Все это поможет мне развить у детей слуховое внимание, речь, память, расширять словарный запас.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В конце года дети младшей группы детского сада:
- иметь представления о видах русского фольклора (потешки, песнки)
- должны уметь рассказывать потешки наизусть.
ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ:
1. Знакомство детей с потешками, песенками.
2. Заучивание потешек наизусть с показом атрибутов по теме.
3. Работа с родителями.
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1 ЭТАП:
Знакомство детей с потешками, песенками.
(октябрь – ноябрь)
ЗАДАЧИ:
- развивать интерес к потешкам, песенкам,
- развивать разговорную речь;
- активизировать словарь;
- развивать интерес к русскому фольклору.
Описание:
Октябрь – знакомство с потешками «Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай», «Тишина у пруда, Не качается вода», «Ай, качи, качи, качи, Улетели в лес грачи», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды».
Ноябрь - знакомство с потешками «Водичка серебристая, Струится из-под крана», «Как у нашего кота, шубка очень хороша», «Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку», «Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол» знакомство с песенками «Песенка про маму», «Песенка про бабушку», «Песенка про мишку», «Песенка про жука».
2 ЭТАП:
Заучивание потешек наизусть с показом атрибутов по теме.
(декабрь – январь- февраль)
ЗАДАЧИ:
- развивать память, внимание;
- учить детей правильно запоминать и произносить петешки;
- развивать разговорную речь;
- учить детей запоминать небольшие произведения;
- учить детей находить нужные атрибуты.
Описание:
Декабрь – заучивание потешек «Тишина у пруда, Не качается вода», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Вот проснулся петушок, Встала курочка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды».
Январь – повторить петешки «Как у нашего кота, шубка очень хороша», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Вот проснулся петушок, Встала курочка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды». Заучить новые «Из колодца принесла, Курица водицы», «А у нас есть ложки, Волшебные немножко». Учить подбирать атрибуты.
Февраль - повторить петешки «Из колодца принесла, Курица водицы», «А у нас есть ложки, Волшебные немножко». Закрепить умение подбирать атрибуты.
3 ЭТАП:
Работа с родителями.
(март – май)
ЗАДАЧИ:
- развивать интерес к малому фольклору
Описание 3 этапа:
Март:
1. Оформление папки передвижки по теме: «Знакомство с русским фольклором»
2. Консультация на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Апрель:
3. Провести конкурс рисунков совместно с родителями по теме: «Русский фольклор»
Май:
4. Подведение итогов конкурса.
5. Итоговое мероприятие занятие «В гости в забавушке» (с приглашение родителей)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева 2009 год
2. Русские частушки автор Аверкин 2010год
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2011г.
5. Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т. С. Комаровой
2010год
.
Итоговое мероприятие
Занятие «В гости к забавушке»
В зале встречает детей забавушка.
Забавушка: Здравствуйте ребятки, маленькие котятки! Проходите, проходите! Рассаживайтесь поудобнее. Какие вы все маленькие! Прямо – такие как мой дружочек. Мы здесь с ним вместе живем.
Не хотите ли узнать, кто мой маленький друг? Отгадайте загадку: «мягкие лапки, а в лапках царапки».
Дети отвечают.
Забавушка: Правильно ребятки.
Слышится на печке «мау-мау».
Забавушка: А вот и он все на печке лежит греется!
Слезает котик с печки. Прохаживается. Маукает.
Забавушка: Как у нашего кота
Шубка очень хороша….
Вос-ль: Забавушка, а хочешь мы тебе сами расскажем про твоего котика?
Вос-ль вместе с детьми: Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Забавушка: Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?
Кот: Мау-мау!
Забавушка: А теперь давайте поиграем с моим котиком.
Игра «Кот Васька»
Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми, идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, маукает.
Вос-ль. и дети: Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький
А бежит стрелой….
Кот бежит и садиться на лавку, засыпает
Забавушка: Глазки закрываются-
Спит иль притворяется?
Зубы у кота-
Острая игла.
Вос-ль: Пойдемте, посмотрим, спит ли котик?
Забавушка: Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
Кот догоняет детей, они убегают и садятся на лавку
Забавушка: Котя – коток! А что у тебя в сумочке?
Кот: Пирожок!
Забавушка: А где ты его взял?
Кот: Ходил котик на торжок,
Купил котик пирожок…
Вос-ль: Оля, а что было дальше?
Ребенок: Пошел котик на улочку
Купил котик Булочку….
Забавушка: Самому ли съесть
Либо деткам снесть?.
Кот: Я и сам укушу
И ребяткам отнесу.
Забавушка: Спасибо котик! Какой ты добрый, умный.
Котя, котя, котя-кошечка,
Не сиди ты на окошечке,
Приходи ты, котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам!
Забавушка дает котику сметанку и он уходит.
Вбегают испуганные мышата.
Забавушка: Что с вами мышата? Почему вы испугались?
Мышата: Мы кота Ваську боимся! Спрячьте нас!
Забавушка: Не надо так его бояться! Кот Васька добрый, умный, он сейчас с моими ребятками играл. Скажите лучше маленьким гостям как вас зовут?
Мыши: Круть! Верть!
Забавушка: Не хотите ли поиграть с нами?
Игра «Огуречик, огуречик»
Дети идут за воспитателем и говорят :
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечек!
Там мышки живут,
Тебе хвостик отгрызут.
Дети убегают от мышек. Рассаживаются на лавке, мыши убегают
Забавушка: Понравилось вам детишки быть у меня в гостях?
Дети отвечают
Забавушка: Мне очень приятно, что вы были у меня в гостях. Я буду с не терпением еще ждать вас в гости к себе.
Забавушка угощает всех пирожками.