Ирина Сорокина
Воспитание любви к Родине средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к Родине средствами музыки
Социальная ситуация в нашей стране на данный момент, когда политика государства направлена на возражение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное учреждение вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации.
Публикация «Воспитание любви к Родине средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей страны, к своему народу. Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями. Музыка – прекрасная и поистине безграничная область человеческой культуры. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повсеместно, всюду и везде – в труде и в быту, в дальних походах или в дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо музыкальных впечатлений. Сила музыки способна захватить душу, сплотить воедино стремления и помыслы людских масс. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период для высоких человеческих начал. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости и душевного комфорта. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. В нашем детском саду создана картотека аудио и видео записей народной музыки (как в сольном исполнении, так и в оркестровой обработке, сказок. Так дети могут прослушать и просмотреть этот материал в группах. В музыкальном зале с помощью интерактивной доски дети получают более углубленную информацию о музыкальных инструментах, о русских народных танцах, костюмах, что способствует лучшему усвоению таких понятий, как «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, потому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. В программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной (эту программу мы используем в нашем детском саду) подобраны музыкальные произведения для слушания и пения: народные песни «Во поле береза стояла», «Голова ль моя, головушка», «Блины», «Как на тоненький ледок», «Ходила младешенька по борочку» и другие. Подобраны музыкальные игры на мелодии народных песен: «Как на тоненький ледок», «Плетень», «Гори, гори, ясно», «Пойду ль я, выйду ль я», «Березонька». Народную музыку используем и при драматизации литературных произведений. Необходимо брать народные мелодии и при обучении в музыкально-инструментальной деятельности, тогда русские песни становятся более понятными, доступными. В репертуар включаем знакомые программные произведения, такие как «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «А я по лугу» и другие. Особый колорит звучанию детского оркестра придают ложки, гармоники, дудочки, колокольчики. Разучивая с детьми песни, обращаем их внимание на характерную для народного языка напевность, на смысловые ударения. Русские народные песни обогащают речь детей, знакомят с образностью русской речи, например такие выражения как, «со добра коня упал», «умывалася белёшенько», «красные девушки». Дети учатся различать русские народные мелодии по характеру звучания. Исполняя колыбельную, подчёркивают медленный, спокойный характер мелодии. Жизнерадостность, бодрость, чёткий яркий ритм передают в таких произведениях как «Пойду ль я, выйду ль я», «Земелюшка-чернозём», «Калинка», «Как на тоненький ледок» и другие. Понять детям особенности русской песни помогает их драматизация, при которой воспитанники сочетают передачу образа с игрой, пением, ритмическими движениями. Особенно любят дети шуточные игры «Колобок», «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот». Перед знакомством с шуточными играми необходимо провести подготовительную работу, чтобы заинтересовать детей. Перед разучиванием игры «Я по лугу ходила» провели наблюдение на участке за красотой природы, за жизнью её обитателей (порхающих бабочек, греющихся на солнышке жучков, ароматом цветов и трав). Перед разучиванием песни «Земелюшка-чернозём» желательно организовать экскурсию в лес, парк, где дети отдохнут под кудрявой берёзкой, полюбуются изобилием цветов. Часто проводим вечера-развлечения, посвящённые народной музыке. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, исполняемые на баяне, балалайке. Особой популярностью у детей пользуются такие концерты, как «Наша Родина в музыке», «Осень в родном краю». Использование музыкальных произведений, раскрывающих природу родного края, общественно-политические события способствуют углублению патриотических чувств дошкольников. Детям близка тематика музыкальных произведений современных композиторов. В этих произведениях запечатлены конкретные образы действительности, на основе которых и составляется представление о Родине. В песнях «Моя Россия» Г. Струве, «Родина моя» Е. Тиличеева. «Наследники России» Е. Гомонова, «Лучше нет родного края» В. Кожухин, «Край родной» Е. Гомонова звучит восхищение русской природой, развивает чувство гордости и ответственности за родную землю. Для ребенка-дошкольника образ Родины – это и его близкие родные люди, окружающие его и, конечно же мама. Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют портреты и даже сочиняют стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой и непосредственностью («А для милой мамочки испеку два пряничка»). В мелодии этой песни («Пирожки», А. Филиппенко) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать мамочке приятное. У старших дошкольников чувства более сложные – это уже и гордость за свою маму («Пускай узнает ветер и звезды и моря, что лучше всех на свете мамочка моя») и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня «Мы с мамою нашей большие друзья», Ю. Слонов, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия («Хорошо рядом с мамой», А. Филиппенко). Одна из тематических недель в нашем детском саду посвящена Дню матери (конец ноября месяца). Мы готовим концертное выступление с детьми для дорогих мам. Детям очень полюбились эти песни и в самостоятельной музыкальной деятельности они их часто поют. В репертуаре программы «Камертон» предложено много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц, образы природы. Гениальные произведения П. И. Чайковского «Времена года», Э. Григ сюита «Пер Гюнт», С. Прокофьев «Петя и волк», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Чтобы дети глубже поняли содержание музыкальных произведений о природе, о красоте родной земли мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка звучит в совместной изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. В процессе работы ребята учатся внимательно слушать музыку, находить связь между содержанием музыкальных произведений и действительностью, усваивают программное содержание. Музыка заняла значительное место в жизни детей и педагогам необходимо научить каждого ребёнка слушать и слышать музыку, воспитывающую в них чувство гордости за историю страны, её лучших представителей, веру в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других. Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами нашего дошкольного учреждения дало ощутимые результаты – музыка прочно вошла в быт детей и заняла значительное место в их жизни.