Инна Маляр
Воспитание любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство патриотизма не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Родина начинается с любви к своей малой родине – к родному городу, где он родился, где живут его семья, близкие, друзья. Без любви к малой Родине невозможна любовь и уважение к стране в целом. А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его общество, близких людей.
Публикация «Воспитание любви к малой Родине» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства – семья, детский сад, родная улица, город в котором ты родился и живёшь, к тому, что знакомо и понятно. А малая Родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Любить Родину – значит знать ее знать, гордиться ей.
Работу по воспитанию любви к своей малой родине я разделила на блоки:
1. «Наша дружная семья» (семья, детский сад)
2. «Наш город»
3. «Родная природа»
4. «Никто не забыт, ни что не забыто»
Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкой понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения.
Любовь к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному месту проживания, любовь состоит из особых чувств к маме, папе, к старшему поколению, к своему дому, городу, где живешь, природе. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям.
Детям дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад». Новые знания дети закрепили в сюжетных ситуациях: «Детский сад», «Кто работает в детском саду?»
Наблюдая за трудом взрослых на прогулках я формировала представление дошкольников о многообразии профессий в нашем городе, ухаживая за растениями на участке, я знакомила с растительным миром нашего края («Путешествие на цветочную поляну», «Мы – огородники»). Более детально познакомиться с окружающей действительностью, родными местами, профессиями горожан позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я – парикмахер», «Наша больница», «Библиотека» и т. д.
Всем хорошо известно, что Родина начинается с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. Мир ребенка – это его дом, семья, двор – все то, что окружает его самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков «Дом в котором я живу», пробудила интерес к своему дому, своей семье. Вместе с родителями дети делали карту-схему «Маршрут из дома в детский сад»; оформили альбом «Моя дружная семья», мини-музей «Русская изба». Посетили с детьми наш краеведческий музей, где экскурсовод объяснила назначения тех или иных предметов, подчеркивая красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами ( например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг). Посетили центральную библиотеку, где тоже имеется мини-музей, где библиотекарь нас знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная, приобщала детей к истокам русского народного творчества.
В воспитании у ребенка любови к Родине большую роль играют родители. Именно от их отношений, поступков к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у ребёнка проявиться чувства сопричастность и уважение к своему краю.
Сейчас возрождаются многие забытые национальные традиции, изучаются и восстанавливаются исторические ценности. В области формирования патриотических чувств одним из главных факторов в приобщении детей к историческим ценностям является знакомство ребенка с родословной. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В нашей группе прошёл конкурс «Моё генеалогическое дерево». Где родители и дети проявили фантазию, были активны и изобретательны. «Генеалогическое дерево» было изображено и в альбоме в виде рисунка, и сплетено из бисера, и задействованы веточки и на ткани.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Взрослые должны помнить, если они искренне любят свой родной край и демонстрируют эту любовь своим детям, дети будут любить Родину, а патриотизм не будет для них пустым понятием.
Действенной формой изучения родного города является экскурсии. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Мы с детьми ходили на экскурсии: к водоёму, где рассматривали растительность, проверяли улов у рыбаков, рассматривали земноводных, птиц. Вместе с родителями и детьми ходили на экскурсию в лес: смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями, собирали ягоды, но выбрав возле леса полянку провели в спортивные конкурсы. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.
Свои впечатления об экскурсии дети отображали в своих рисунках.
Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, ознакомлению с профессиями, с имеющимися предприятиями и учреждениями, на которых работают люди, достопримечательности, знаменитые люди нашего города. А что еще способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из таких средств является игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая потолок пытливости и любознательности».
Я использую сюжетно-ролевую игру, народные игры - как одну из активных форм работы по воспитанию любви к родному городу.
Нельзя любить Родину, но при этом не знать своей истории. Ребенок должен знать, как любили, берегли, сражались за Родину их дедушки и бабушки. Глубокое чувство любви к Родине всегда живет в людях, именно это чувство и «заставляет» их проявлять заботу о Родине. Для достижения этой цели, мы с детьми и родителями создаём книгу памяти «Никто не забыт, ни что не забыто». Она создана из проектов детей: собрав информацию о своём дедушке или бабушке рассказывает о подвиге, о медалях, делятся военными фотографиями, современными с ветеранами. Проводили праздники, посвященные Дню Победы. Возлагали цветы к вечному огню.
На протяжении всей работы знакомила детей со стихами, пословицами о Родине, о природе.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является совместная работа с родителями.
Взаимодействия с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительно отразилось на их общении с окружающими.
Вместе с родителями проводила такие праздники: «Брейн-ринг «Растим патриотов», «КВН – папа, мама, я –здоровая семья», «Мама – солнышко моё»;
Спортивные праздники: «Мой – папа самый лучший», познавательно-игровые программы по правилам дорожного движения.
Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Поэтому мною проводились такие русские народные праздники как «Осенины», «Масленица», «Троица», «Пасха».
Таким образом – воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут патриотами своей страны.