Екатерина Ковальчук
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная».
В. В. Путин
Проект :
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
Автор проекта : Ковальчук Екатерина Михайловна – музыкальный руководитель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад «Аленка».
Тип проекта
Творческий, фронтальный, долгосрочный.
Участники проекта :
Музыкальный руководитель Ковальчук Е. М., воспитатели подготовительной к школе группы Оанна Е. А. и Фокина С. Г., дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Актуальность выбранной темы:
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
К шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания : у детей педагоги воспитывают чувство любви к России, родной природе, дружелюбие по отношению к людям других национальностей. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий гражданин России.
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, природе.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Гипотеза проекта :
Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)
Цель проекта :
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
Задачи:
• Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
• Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
• Создать предметно-развивающую среду.
• Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Формы работы
• Целевые прогулки, экскурсии
• Театрализованная деятельность
• Подготовка и проведение патриотических праздников
• Образовательная деятельность
• Тематические занятия на патриотическую тему
• Выставки
• Оформление развивающей среды
Этапы реализации.
1 этап – организационно - диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Создание музыкальной фонотеки.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап - формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта. Проведение занятий по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, проведение музыкальных викторин для детей и их родителей, проведение открытых занятий, развлечений и праздничных мероприятий.
3 этап- обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня патриотического воспитания детей. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
Перспективный план мероприятий.
содержание цель участники
Сентябрь
Музыкально- тематическое занятие «Я люблю тебя, Россия»
Семинар- практикум для родителей «Детский оркестр»
Развлечение «Мой город»
Консультация для воспитателей «Воспитатель и музыкальный руководитель : вопросы сотрудничества и сотворчества»
Октябрь
Открытое музыкально- тематическое занятие «Музыкальная гостиная. Музыка войны»
Музыкальная викторина для родителей «Нас песня в окопах спасала»
Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Отчизны верные сыны»
«Путешествие в историю» - богатыри земли русской (просмотр презентации, слушание народной музыки, рассматривание репродукции «Богатырь» В. Васнецова. (1870)
чтение литературы «Князь Владимир»
В. Воскобойников
Фольклорный праздник «Осенины»
Ноябрь
Тематическая беседа «Тот герой, кто за Родину горой».
Тематический досуг «День народного единства и подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского»
Праздничное мероприятие «Начало Победы. Битва под Москвой»
Проведение акции, посвященной Дню толерантности «Лента дружбы»
Праздничный концерт «День Матери»
Декабрь
Музыкально- тематическое занятие с использованием ИКТ «Битва под Москвой»
Консультация для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание детей средствами музыки»
Январь
Музыкальное занятие «Два музыкальных произведения о войне»
«Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «День Победы» Д. Тухманова.
Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Февраль
Музыкально- тематическое занятие «Блокадный Ленинград»
Праздник «День защитника Отечества»
Март
Фольклорный праздник «Широкая масленица»
Консультация для родителей «Песенное творчество детей»
Апрель
«Вечный песенный огонь» (цикл музыкальных занятий)
Консультация для родителей «Полезные советы родителям о том, как говорить с детьми о войне»
Музыкальная викторина для детей на знание военных песен «Угадай мелодию»
Май
Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Итоговый концерт, посвященный дню Победы «Наследники Великой Победы»
Выступление на педагогическом совете с отчетом о проделанной работе и результатах проектной деятельности
Предполагаемый результат:
• Создана предметно-развивающая среда.
• Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
• Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
• В результате проведё нной работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
• Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
• Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
• Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
• Бережное отношение к природе родных мест.
• Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
• Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
• Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
• Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
• Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
• Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
2. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду» Сценарии, песни и танцы.
3. «Музыкальный руководитель» журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.
4. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
5. www.ivalex.vistcom.ru Проектная деятельность в детском саду. Автор: Ботова С. А., воспитатель МДОУ№ 141 г. Тверь.