Нина Левина
Воспитание любви к малой Родине в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций дошкольного образования. Музыкальная деятельность открывает широкий простор для решения этих вопросов.
В нашем детском саду проводятся игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок и т. д. с использованием народного фольклора. Малые формы детского фольклора (потешки, частушки, считалки, дразнилки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, игры и хороводы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку прикоснуться к историческому прошлому русского народа, традициям кубанского казачества.
Публикация «Воспитание любви к малой Родине в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Хороводы, которые мы используем в своей педагогической деятельности, такие, как «Ой, на горке калина», «На лужку, у ворот» и другие, несут помимо эстетической и духовной ценности, еще и полезную нагрузку в плане коррекционной работы с детьми. Включение в деятельность по музыке скороговорок позволяет особое внимание уделить технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом. А использование колыбельных и закличек в распевках решает многие задачи музыкального воспитания детей.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. Поэтому педагоги нашего детского сада часто проводят для детей праздники народной тематики, в том числе с использованием элементов православной культуры. Ведь народный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Если верно, что язык – душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души. Особенно мощным влиянием и любовью издавна пользовалась на Кубани песня. Именно песня воссоздает для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, укладовую, этнографическую, духовную сторону, мир особенный, яркий, во многом трагический, но и героический.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по разучиванию шуточной казачьей песни «Садила баба лук, чеснок». В раздаточном материале приведён полный текст песни, но для разучивания с детьми старшего дошкольного возраста я использую только шесть куплетов с повторением первого.
Вы знаете, кто такой кот Баюн? Если не знают – хотите узнать? Кот Баюн – это волшебный кот, который рассказывает сказки, байки. Помните стихи А. С. Пушкина?
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
На каком музыкальным инструменте играет кот Баюн? (Гусли) На гуслях играет ансамбль «Казачий круг». Хотите послушать шуточную песню-сказку в его исполнении? Отгадайте загадку про кого эта песня:
Рогатый идёт, бородой трясёт.
«Ме-ме-ме, дайте травки мне!» (Козёл)
Слушание
Вам понравилось? Поделитесь своими впечатлениями? Какая песня по характеру? Что случилось с козлом? Хотите вместе разучим эту шуточную казачью песню, а потом вы споёте её своим родителям? Песня запоминается очень легко. Повторяющийся припев многие уже запомнили:
Червяки – мухи – комари,
Жил – был, баи – говори.
Прямо, как в сказке кота Баюна! Поиграем в музыкальное эхо?
1. Садила баба лук, чеснок. (2 раза) Постукивание кулачками в воздухе.
Припев: Червяки – мухи – комари, Фонарики.
Жил – был, баи – говори. Хлопки в ладоши.
2. Пошёл козёл в огород. (2 раза) Указательные пальцы на голове – рога,
покачать головой.
3. Поел козёл лук – чеснок. (2 раза) Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
4. Поймали козла за рога. (2 раза) Схватить воображаемые рога и потянуть
к себе.
5. Повели козла на базар. (2 раза) Развести руки вперёд-в-стороны.
6. Продали козла за три рубля. (2 раза) Показать три пальца, соединив первый и
пятый.
7. Садила баба лук, чеснок. (2 раза) Постукивание кулачками в воздухе.
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить его, поддержать интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.