Черевиченко Ирина Ивановна
Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родня страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет: русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники.
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.
Публикация «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература, русские народные сказки.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не мерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» :
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа»
Вовка пляшет на дорожке:
Ладушки ладушки!
Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры.
О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду, в доступной форме повествуется в таких произведениях, как «Моя первая книга о России» Е. В. Симоновой, «Как жили люди на Руси» О. Л. Князевой.
Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.
У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.
Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т. д.
На примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом его приготовления, но и расширить их представление о быте русского народа, пояснить понятие «амбар», «сусек», «пряжить».
В других сказках также прослеживаются предметы старины: «Маша и медведь» (короб, «Три медведя» (похлебка, «Лисичка со скалочкой» (печка, лавочка, «Царевна Змея» (меч-саморуб, замок, крыльцо, «Василиса Прекрасная» (лучина, колода, кружева, запор, ступа с пестом) и т. д.
Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Само название «былина» показывает, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. Такие произведения, как «Илья Муромец и Калин царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Никита Кожемяка», «Святогор-богатырь» знакомят детей с богатырями – защитниками земли Русской. Имена этих героев передаются из поколения в поколение.
Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.
Для усиления эмоционального воздействия ребенка образа трудящегося человека, следует использовать художественную литературу. Рассказы «Обвал» Б. Житкова, «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова, «Сквозь буран» И. Винокурова, «Человек заболел» И. Туричина особенно полезны, так как посвящены одной теме – труду людей. В этих рассказах человек предан своему делу, обладает чувством долга, заботится об окружающих людях. Труд героя обязательно связан с трудом других людей.
Уважение к хлебу – главному богатству страны, бережное отношение к нему издавна считалось одним из критериев нравственности человека. Поэтому где бы ни жил ребенок, он должен знать, как растят хлеб, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Процесс выращивания хлеба, знакомство с профессией хлебороба, воспитание уважения к его труду прослеживается в произведениях «Вот какой каравай» М. Ляшенко, «Руки человека», «Молотьба» Янины Дягутите и т. д.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Например, образ березы ярко описан в стихотворении М. Прокофьева «Береза» :
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
Или «Белая береза» С. Есенина –
… На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к малой Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.