Севастьянова Елена
Опыт работы по воспитанию любви к малой Родине — Таймыру
▼ Скачать + Заказать документы
Далеко за Полярным кругом, на оледенелом краю великой земли сибирской лежит полуостров Таймыр. При первом же знакомстве с Таймыром, он ошеломляет человеческое воображение своими тундровыми далями, ощущением невиданного и прекрасного. Он поражает суровой природой. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и богатства живой природы.
И ещё одно самое фантастическое творение создано на Таймыре руками человека – город Норильск – это жемчужина Заполярья. Он вырос и расцвёл как тундровый цветок в условиях Крайнего Севера*. Вот нам и довелось жить и растить своих детей в этом прекрасном городе.
Публикация «Опыт работы по воспитанию любви к малой Родине — Таймыру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Как же привить любовь и патриотические чувства к детям, которые живут посреди яркой, самобытной и в то же время суровой и мрачной окружающей нас природой.
Мы решили начинать знакомить с родным краем на познавательном уровне через занятия, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций. И обязательным фактором закрепления этих знаний особую роль отвели эстетическому развитию, а именно занятиям по изобразительной деятельности. Ведь на эстетическое развитие детей оказывает влияние всё, что их окружает. И все эти впечатления часто ещё не осознаваемы, но они накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка, формируя его вкусы, переживания, чувства.
Какие же задачи решают воспитатели на познавательных занятиях по ознакомлению с родным краем. Ознакомление с родным краем радует детей, побуждает положительные переживания, развивает положительные эмоции, воспитывает художественный вкус, восприятие, заставляет детей с уважением и любовью относиться к окружающей природе, красоте окружающего мира. У ребенка развивается речь, обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, воображение, память и внимание. А занятия по изобразительной деятельности вызывают желание творить самому. Они помогают открыть перед ребёнком богатство и разнообразие красок, постичь гармонию цвета, развить чувство пропорции, воображение, культуру восприятия и всё это выразить своей рукой на листе.
Ребёнок, который воспитывается с детства на прекрасном, в дальнейшем сможет противостоять влиянию дурного вкуса. И наша задача - вырастить здорового духовно человека.
*Янушкин Г., Павлов Б., Якубенко Э.
«Таймыр – край удивительный». М., 1997
Но прежде, чем научить ребёнка изображать красоту окружающего мира, мы должны подготовить его к познанию всего, что его окружает. И перед воспитателями стоят большие задачи по знакомству с окружающим, с малой родиной.
На занятиях мы знакомили детей с природой, климатом, растительным и животным миром наших северных широт. Дети узнали о том, как растения и животные приспособились к суровым условиям таймырской тундры, как живут и чем занимаются люди на севере. Мы читали рассказы, проводили беседы, учили стихи, рассказывали сказки, проводили игры, которые помогали лучше усваивать представленный материал и вовлекали детей в процесс творчества.
Наряду с этим уделяли большое внимание вопросам экологического воспитания, формированию бережного и внимательного отношения к родной природе, знакомили с основами экологической культуры.
От младшей и до подготовительной группы у ребёнка расширялись представления об окружающем мире, а так же развивалась речь, обогащался словарный запас, формировалось логическое мышление, воображение, память и внимание. Дети учились устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания, развивалась любознательность, стремление изучить природу родной земли и желание её охранять. Таким образом, решалась глобальная задача – развитие патриотических чувств и любовь к своей малой родине, к Таймыру.
Помогали нам в решении этих задач работники норильской картинной галереи, которые с интересом проводили занятия в игровой форме по знакомству с жизнью и бытом коренных народов севера, с их сказками и былинами, с животным и растительным миром Таймыра. Невольно дети привлекались в небольшие драматизации, где как настоящие актёры показывали своё действо под руководством взрослого. А затем рассматривали картинки-гравюры, изделия из бивней мамонта, примеряли к себе украшения из бисера. И никто не мог отказаться от рисования настоящими угольками, которые когда то пылали на кострище оленевода и давали тепло от своего жара.
А какие прекрасные картины норильских художников предоставили для просмотра детям на экскурсии в норильском краеведческом музее. Прекрасные экспозиции, множество экспонатов. Будто все побывали в отдаленных уголках нашего Крайнего Севера.
Большим подспорьем послужили этнические праздники встречи зимы коренными народами севера «Большой Аргиш», которые проводились два последних года в нашем городе. Гости из столицы Таймыра – Дудинки проводили увлекательное мероприятие, где воочию можно было познакомиться с настоящей жизнью, бытом, национальными традициями, фольклором и трудом оленеводов и промысловиков рыбаков. Эти впечатления надолго остались в памяти детей и, впоследствии, отразились на бумаге, являясь огромным пластом в художественном творчестве каждого ребёнка.
Так как наш детский сад носит название «Тундровичок», мы решили сшить куклу в национальной одежде народов Таймыра. И дети её стали называть Тундровичком. Тундровичок стал полноправным хозяином нашего северного уголка, и часто участвовал на различных занятиях. Будто только сейчас он с Тундры попал к детям:
«Тундровик в упряжке быстрой
Ехал тундрой серебристой.
Ехал на оленях,
Ехал он на нартах.
Сквозь метель и вьюгу
Солнце встретить надо.
Шуба длинная, до пят,
Узоры бисером блестят.
А пушистую опушку
Всю снежинки серебрят»*.
Дети рисовали для Тундровичка, как в нашем городе «снег-снег кружится и белеет улица». Однажды пригласили его на экскурсию по родному городу, где показали все достопримечательности Норильска. На занятиях по художественному творчеству украшали шубку красивыми узорами, строили для него теплое жилище – чум. Дети рисовали, как Тундровичок солнце встречает и показывали для него всё разнообразие северной мозаики, северной природы со всеми её обитателями.
Дети очень любили рассматривать книги «Таймыр край удивительный», «Животные севера», читали сказки и рассказы национальных авторов.
Мы организовали фотовыставку скульптур животных севера, которыми украшен наш любимый город. И как следствие этому провели занятие по рисованию «Животные севера» - дети с интересом изображали знакомых животных и сочиняли о них рассказы. Эта выставка детских рисунков долго украшала нашу группу.
Восемь – девять месяцев в году свирепствует хозяйка - зима на Таймыре. Солнце надолго покидает арктическое небо, и тундра погружается во тьму полярной ночи. Только зори да сполохи сказочных северных сияний озаряют её сонный покров…** Только эти прекрасные слова могут подвигнуть ребёнка к изображению красоты нашей северной природы. С каким желанием дети передавали свои эмоции на листе бумаги, и материал использовался самый волшебный – восковые мелки, парафиновая свеча, пушистые разноцветные ватные шарики, которые помогли эмоционально передать свои впечатления под тихую музыку завывания пурги и изобразить прекрасную сказку под названием «Северная мозаика». Детям хотелось поделиться со всеми своей радостью, показать результат творческой работы и гостям из других детских садов, чтобы передать через эмоциональное состояние свою любовь к родному краю.
*Шорыгина Т. А. ,
Беседы о русском севере. М., 2010
**Кондрыкинская Л. А.
Счего начинается Родина. М., 2005
И дети высказывали свои фантазии во время занятий и передавали их в рисунках:
«Мне нравится рисовать, как живут люди на севере в тундре и в нашем городе. А еще мне хочется покататься на настоящих оленях. Я загадал желание, чтобы Дед Мороз приехал на Новый год и покатал на оленях, потому, что лошадям здесь холодно»,
«А я нарисовала разноцветное северное сияние, потому что я такое видела с мамой и с папой. Хорошо стало, если бы оно не потухло, и как большая гирлянда светила над нами всю полярную ночь. И всем людям будет радостно на него смотреть».
А с какой радостью дети складывали в конверты свои рисунки для медвежонка Умки, что бы поскорее прислать ему солнышко, которое уже встретил Тундровичок. И оно быстрее ветра полетело на воздушном шаре прямо на северный полюс. На участке дети запустили в наше весеннее небо солнечный шарик с конвертом.
И конечно эти солнечные лучи озарили наш прекрасный город. Его своеобразная архитектура, его достопримечательности тут же стали изображением на детских работах. И создалась выставка «Мой город родной». А «фотокорреспондент» взял у всех интервью и обещал показать интересный репортаж о Норильске детям из других городов нашей Родины.
Все эти занятия помогают изучать не только окружающий ребёнка современный мир, но и познать историко-географические пути развития нашего края, узнать, что было несколько столетий, а, может, тысячелетий назад на Севере. В Норильском краеведческом музее дети познакомились и с прошлым нашей земли. И как результат полученных знаний явилось занятие по рисованию «Как мамонтёнок маму искал». Дети с интересом определили сходства и различия мамонтов с современными животными, прослушали сказку, которая помогла представить главного героя своего рисунка и изобразить его во всей красе. Впоследствии наше занятие, которое снимала телекомпания «Северный город», включила его в свой фильм о жизни мамонтов на Таймыре и о знаменитых находках его останков на нашей земле.
Знания и умения, которые получили дети в детском саду, должны закрепляться и развиваться и во время обучения в школе. Я надеюсь, что не раз память возвратит наших теперешних школьников в дошкольное детство, в первое знакомство с нашим прекрасным родным краем. Они вспомнят свои первые рисунки и выставки, и будут применять свои знания и умения в дальнейшем.
Благодаря таким занятиям ребёнок получает огромный заряд радости, наслаждения и позитивных эмоций. Наши дети участвовали в разнообразных конкурсах, которые были организованы в нашем городе. Неоднократно получали дипломы и благодарственные письма участников Теряев Артём, Калгушкин Матвей, Калгушкин Даниил, Послова Таня. А коллективные работы совместного творчества с воспитателями и родителями нашей группы
«Весёлые человечки» украшали холлы центра детского творчества, дворца культуры комбината и благотворительного аукциона детских работ в картинной галерее.
В результате этого у детей накапливаются впечатления, которые представляют собой тот фундамент, на котором строится вся жизнь будущего гражданина и патриота своей страны. И чем больше закладываются основы для эстетического развития ребёнка, его творческие способности, тем увереннее можно сказать о воспитании патриотических чувств и любви к малой родине у наших дошкольников через изобразительную деятельность.
Литература
Кондрыкинская Л. А.
С чего начинается Родина. М., 2005
Шорыгина Т. А. ,
Беседы о русском севере. М., 2010
Янушкин Г., Павлов Б., Якубенко Э.
«Таймыр – край удивительный». М., 1997