Арустамян Сусанна
Воспитание культуры звуковой речи у детей раннего возраста 2–3 лет
Обучение к грамоте по программе «Детство» в 1 младшей группе не проводится, а работаем мы над формированием ЗКР,как необходимым условием подготовительного этапа к подготовке обучения грамоте при образовательной области «Речевое развитие». ЗКР понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и ее четкую дикцию. Дети младшего возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми, процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не происходит стихийно.
Публикация «Воспитание культуры звуковой речи у детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа происходит постепенно и последовательно, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:
-работа должна проводится систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки становились более прочными;
-работу строим поэтапно в течении дня во всех видах деятельности;
-при организации работы мы учитываем индивидуальные особенности ребенка (то есть темперамент и способности ребенка).
В работе по ЗКР в первой младшей группе стоят следующие задачи:
Воспитание слухового восприятия.
Чтобы научить малыша правильно произносить звуки,отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться слуховым аппаратом, и нужно прежде всего,научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие.
Обращаем внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить:
-тихо и громко;
-быстро и медленно.
Включаем в работу игры-звукоподражания.
Формирование звукопроизношения.
Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В первой младшей группе уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ,и звуков л (ль,р (рь).
Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов.
-вначале отрабатываем произношение изолированных звуков и несложных звукосочетаний. При этом в качестве речевого материала используем звукоподражание, связывая его с определенным образом.
Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов.
-вначале отрабатываем произношение изолированных звуков и несложных звукосочетаний. При этом в качестве речевого материала используем звукоподражание, связывая его с определенным образом.
Развитие голосового аппарата.
На третьем году жизни ребенка, его голосовой аппарат, как правило бывает недостаточно окрепшим. Дети не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо или наоборот крикливо, или не умеют говорить шепотом. Поэтому в качестве упражнений дается задание, в котором одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Например, уложи куклу или плачущая кукла
Темп речи.
Уже в первой младшей группе следует учить говорить детей быстро и медленно. С этой целью воспитатель произносит слова с различной скоростью.
Речевое дыхание.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, произнесение слов, фраз.
Детям предлагается такие упражнения:
-подуть на какой нибудь легкий предмет;
-длительное произнесение звуков;
-слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподрожаниях типа : ау, уа, ио, аи.
Итак, воспитание ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду,т. к. именно дошкольный возраст является наиболее значимым для ее решения.
Основная задача на каждом занятии это развитие ЗКР с целью подготовки к обучению грамоте. Мы развиваем артикуляционный и голосовой аппарат ребенка, развиваем речевой слух, слуховое восприятие и темп речи, речевое дыхание и учим детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.