жилинская татьяна
Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как воспитывать культуру общения и поведения у детей?
В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения, напоминании правил, постоянной помощи воспитателя. Педагог широко использует игровые формы: инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактическиеигры, игровые ситуации, в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат» зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками и т. п. Игровой персонаж, сопровождая младших дошкольников в повседневной жизни, помогает воспитателю активи-
Публикация «Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
зировать интерес к выполнению правил культуры поведения, а также контролировать и оценивать действия детей.
Всредней группе воспитатель добивается самостоятельности детей
ввыполнении известных ранее правил и помогает освоить новые. При этом он также активно обращается к методу показа способов выполнения правил, создает игровые и реальные ситуации, в которых дети накапливают практический опыт культурного поведения и общения (ситуации «К нам в гости пришла бабушка Арина», «Как порадовать друзей», «Поможем медвежонку помириться с ежиком» и т. п.).
Учитывая, что выработка культурных привычек требует постоянных упражнений, педагог использует все возможности для обогащения нравственных представлений, чувств и поведения каждого ребенка. Правильно, если в образовательной деятельности, на прогулках, в повседневном общении педагог создает активные побуждения у детей к выполнению правил культуры поведения, всегда поощряет и поддерживает желание детей выполнять правила самостоятельно.
Воспитатель отдает предпочтение развернутой педагогической оценке, в которой не только выражается одобрение, но и подчеркивается, какие именно действия ребенка, выполнение какого именно правила заслужили высокую оценку. Такая педагогическая оценка помогает остальным детям дополнительно утвердиться в правильном поведении. Педагог часто прибегает к так называемой авансированной, предвосхищающей положительной оценке ребенка за будущие действия, которая служит для него поведенческим ориентиром.
Встаршем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Дети осваивают не отдельные правила, а целые их группы, регламентирующие поведение. Повышается общая осознанность культурных норм. Поведение детей становится более гибким, расширяется сфера применения правил (поведение в различных общественных местах, возрастает вариативность использования той или иной формы культурного поведения (по отношению к людям разного возраста, с учетом тех или иных жизненных обстоятельств).
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения : держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседнику, приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться и т. п.
Как организовать ситуации воспитания культуры общения и поведения?
В группе воспитателем создаются игровые и реальные ситуации, имитирующие разные формы культурного поведения («Мы принимаем
гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр»). Используются видеосюжеты, демонстрирующие детям разные формы культурного поведения, детская литература, игры-драматизации. Проводятся этические беседы с детьми о культуре поведения и общения.
Обсуждаются и разрешаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?», «Поделись улыбкою своей», «Вежливый разговор» и т. п.). При этом воспитатель может придерживаться определенной последовательности в освоении детьми правил и форм культуры поведения.
1-й шаг. Привлечение внимания детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.
Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.
Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.
2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации). Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться
к своему личному опыту в аналогичной ситуации.
Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада, нацеливание на разные варианты решения проблемы (как поступить).
3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.
Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.
Действия педагога: поддерживать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила.
4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения. Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения. Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, предлагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические
изображения).
5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.
Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.
Действия педагога: создатьпроблемно-игровуюобстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку
ввыборе способа разрешения проблемной ситуации, включить детей
вобсуждение.
6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.
Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.
Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.
Педагог постоянно поддерживает стремление старших дошкольников выполнять правила культуры поведения. Оценивая поступки, он связывает самостоятельность в выполнении правил культуры поведения со взрослением своих воспитанников, с их особым положением самых старших в детском саду (служат примером для других детей, с перспективой предстоящего обучения в школе. Постепенно у детей формируется привычка следовать требованиям культуры в личном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностныепредставления в новых условиях школьного обучения.
Характер нравственного воспитания определяет воспитательная система, в русле которой оно осуществляется: авторитарная, свободного воспитания, демократическая. Система воспитания оказывает воздействие на цель, содержание (частично, но более всего — на технологию воспитания.
Авторитарная педагогика ставит четкую цель воспитания, которая достигается с помощью определенного содержания и жесткой технологии. По этой системе воспитания воспитатель всегда прав, он стоит над воспитуемым и требует беспрекословного подчинения себе. Дети усваивают нормы поведения и взаимоотношений в коллективе, овладевают способами их выполнения. Однако они не имеют возможности для проявления творчества, самобытности, даже самостоятельности. Есть немало разновидностей авторитарной системы воспитания, прежде всего это технократическая педагогика, основным методом в которой является принуждение.
Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. Первые попытки осуществить данную воспитательную систему в дошкольных учреждениях не увенчались успехом (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, однако идеи свободного воспитания волнуют педагогов во многих странах, и сегодня создано немало ее модификаций.
Демократическая система воспитания — это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Сюда можно отнести гуманистическое направление, личностно ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.
Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении систем : цели мы ставим демократические, а реализуем все еще авторитарно. Отсюда и многие просчеты в воспитании детей.