Чепель Марина
Воспитание и развитие моторных функций при работе с заикающимися детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чепель М. Б., воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 2,
Кировского района, г С-Пб
«Воспитание и развитие моторных функций при работе
С заикающимися детьми старшего возраста»
В настоящее время, мы, педагоги, с особым вниманием должны отнестись к вопросу
воспитания подрастающего поколения. Перед нами поставлена задача не только
Публикация «Воспитание и развитие моторных функций при работе с заикающимися детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
воспитать будущих граждан нашего общества здоровыми, всесторонне развитыми, но и
позаботиться о совершенствовании их культурного развития, одним из элементов
которого является правильная, красивая речь, которая, в свою очередь теснейшим образом
с системой двигательных реакций ребёнка- его моторикой. Заикание затормаживает речь
ребенка, а вместе с тем и его моторику, отражается на его психике и поведении. С
появлением заикания ребёнок часто становится вялым, малоподвижным, теряет
непосредственность движений. Заторможенность психики заикающегося сказывается в
снижении его активности, внимания, инициативы, в плохой ориентировке. Движения
заикающихся детей часто становятся скованными, лишенные плавности, координация
затруднена, нарушается ритмичность движений. Дети с торопливой речью и в движениях
становятся торопливы, некоторые всегда двигаются в одном и том же темпе. Вследствие
потери возможности свободно общаться с коллективом, заикающиеся дети часто
начинают сторониться своих сверстников, отказываются принимать участие в
коллективных играх и занятиях. Система коррекционных логоритмических упражнений
способна повлиять в равной мере и на моторику и на психику детей.
Коррекционные логоритмические упражнения должны с одной стороны
,перевоспитывать нарушенные функциональные системы ребёнка (Дыхание, голосовую
функцию, артикуляторный аппарат, слуховую и зрительную память, внимание,
произвольные внимания в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и
двигательного материала и т. д. ,т. е. развивать речевую функциональную систему и
неречевые психические процессы. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба
и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции, упражнения регулирующие мышечный тонус, упражнения,
активизирующие внимание, развивающие творческую инициативу. Логоритмические
средства в основном рассматриваются, как лечебно-педагогический метод в
коррекционных учреждениях. Основной принцип построения всех видов работы- тесная
связь движения с включением речевого материала и музыки. Слово может быть введено в
самых разнообразных формах- это могут быть тексты стихов, песен, хороводов,
инсценировок и т. д. Средства логопедической ритмики можно представить,как систему
постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических упражнений и заданий,
лежащих в основе самостоятельной двигательной и речевой деятельности детей с речевой
паталогией.
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях :
Ходьба и маршировка- вводные упражнения. Они должны научить
первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить
различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать
заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать расстояния,а также
строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Дети учатся ориентированию в
пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в
поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. д. С самого начала занятий
вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи.
Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения
и вместе с тем достаточно сложным по координации.
У детей до 4-5 лет,особенно у детей с расстройствами речи, часто отмечается нарушение
координации движений во время ходьбы. Они очень широко расставляют ноги,шаркают,
наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагог с первых же
занятий начинает формировать устойчивость, умение ставит ноги ближе к средней линии,
приподнимать их при ходьбе. Для этого используются упражнения в перешагивании
предметов : палки, канат, кубики, положенные на пол, и т. п.
На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы :
1. Ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами,
2. Ходьба «стайкой» т. е. вместе, группой
3. Ходьба группой (под барабан, бубен) к противоположной стене группы.
4. Ходьба вдоль каната по кругу друг за другом -это готовит детей к ходьбе в колонне
по одному.
5. Ходьба друг за другом,держась рукой за веревку -дети стоят друг за другом,в
левой руке каждого – веревка, под звуки бубна педагог (затем ребенок) ведёт детей
по кругу.
6. Ходьба друг за другом боковым приставным шагом.
7. Ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5-6 кубиков и рейки
лестницы, положенной на пол (2-3 круга)
8. Ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.
Затем различные виды ходьбы необходимо сочетать со словом. Например: ходьба на
внутренней внешней стороне ступни-
Лёд да лёд,
А по льду пингвин идет,
Скользкий лёд,
Но пингвин –не упадет.
На носках :
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я на цыпочках хожу, я ее не разбужу.
На пятках :
Тук, тук, тук, моих пяток слышен стук, Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.
На равновесие:
Цапля важная,носатая, целый день стоит,как статуя,
Такие упражнения можно использовать при проведении утренней зарядки,
Физкультминуток во время занятий,с проговариванием стихотворных строк,как с
движениями, так и без них.
Тема и содержание упражнений должны соответствовать возрастным возможностям
,интересам и развитию детей. Должен учитываться принцип перехода от простого к более
сложному. При проведении логоритмических упражнений нужно широко использовать
наглядный материал-демонстрация тех или иных действий воспитателя.
Правильное и умелое проведение логоритмических упражнений дает возможность
развитию моторных функций ребенка, воспитывает активность, организованность,
способствует уверенности в движениях и речи, в приобретении навыков коллективизма,
что в конечном итоге является адаптацией к условиям внешней и внутренней среды.