Наталья Шмелева
Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10 «ЗАБАВА»
141606 Московская область, г. Клин, ул. Мира д. 8
тел. 8 (49624) 2-33-13, 2-43-77, 2-64-42
эл. адрес: mdoyzabava2013@yandex.ru, сайт: https://zabava-klin.ru
Выступление на районном методическом
объединении музыкальных руководителей.
Тема: «Логоритмика в работе с детьми
Публикация «Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
старшего дошкольного возраста».
Воспитатель старшей логопедической группы :
Шмелева Наталья Анатольевна
2016
Логоритмические занятия в ДОУ проводятся логопедом, музыкальным руководителем, педагогами группы.
Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить детей говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.
Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте мы используем яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.
Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.
Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, многих проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Логоритмические упражнения :
1. Пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы».
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
2. Скороговорка «Орешки». Дети проговаривают 2-3 раза с постепенно убыстряющимся темпом: дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем)
Решки, решки,
Щелкаем орешки,
Щелкаем орешки,
Сидя на тележке.
3. Потешка с движениями «Бабка Ежка».
Бабка Ежка, Дети хлопают в ладоши
Костяная ножка, Шлепают по коленям
С печки упала, Хлопают в ладоши
Ножку сломала. Шлепают по коленям
4. Чистоговорка с движениями «Веселые слоги»
Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).
Мила пол мела. Показывают как подметают пол.
Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).
Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).
Михаил уснул. Кладут руки под щечку.
Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).
Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).
Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы.
5. Ритмическое упражнение «Хвостатый-хитроватый»
-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши на каждую четверть)
Это ты в ветвях повис? (потряхивать кистями рук).
-С-с-с-с-с-с-с-с-с! (Приложить пальчик к губам).
-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Это ты в траве шуршишь? (потереть ладошку о ладошку).
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У-ку-шу! (Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
6. Коммуникативные игры (способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе).
«Повернись и поздоровайся».
Смотрим, кто справа, (дети поворачивают голову вправо и отставляют право правую руку, затем ставят ее на пояс).
Смотрим, кто справа, (повторяют движение первой строчки).
Это – наш друг, (приветственно наклоняют голову).
И скажем вместе: «Привет!» (хлопают правой ладонью по левому плечу, стоящего справа).
А кто там слева? (повторяют те же движения в левую сторону).
А кто там слева?
Это наш друг,
И скажем вместе «Привет!»
«Дрозд».
Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища)
У меня нос, у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища).
У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера).
У меня сладкие и у тебя сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре).
Я друг, и ты-друг (прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).
Нам хорошо! (обнимаются)