Татьяна Александровна Учуватова
Консультация «Использования сказкотерапии при работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования использования сказкотерапии при работе с детьми обусловлена тем, что именно сказка способствует развитию социальных умений и навыков поведения, а также нравственных и эмоциональных качеств личности, определяющих ее внутренний мир. Многочисленными исследованиями подтверждено терапевтическое воздействие сказки на детей, в том числе, на детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Использования сказкотерапии при работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Целью моей работы является исследование использования сказкотерапии при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
— осветить значения понятия «сказкотерапия»;
— показать функции сказкотерапии;
— изучить особенности восприятия сказок детьми;
— рассмотреть виды сказок, применяемых в сказкотерапии.
Метод сказкотерапии появился в психологии сравнительно недавно. Различные авторы по-разному трактуют понятие термина «сказкотерапия», выделяя в нем тот или иной аспект. Так, одни авторы считают, что сказкотерапия является способом передачи главных жизненных знаний, другие рассматривают сказкотерапию как лечение сказками, а третьи видят в ней прием коррекционной работы.
Сказкотерапия :
— это лечение с использованием сказок, под которым имеется ввиду открытие знаний, живущих душе клиента и являющимися на данный момент психотерапевтическими;
— это поиск смысла, расшифровки знаний о мире, а также о системе взаимоотношений в нем;
— это процесс возникновения связи между сказочными событиями и поведением реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Основная цель и задача сказкотерапии — снижение уровня агрессии у детей, устранение повышенной тревожности и страхов, а также развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с окружающими людьми. Для этого в сказкотерапии существуют сказочные способы и приемы работы с детьми, которые, в свою очередь, доступны им благодаря своей простоте и огромному интересу к самой сказке.
Сказкотерапия выполняет следующие функции:
— прогностическая и диагностическая — сказкотерапия способствует получению различных знаний о человеке, его проблемах, помогает раскрыть характерные черты личности и понять жизненные ценности человека;
— развивающая функция сказкотерапии главным образом направлена на развитие индивидуальности, формирование творческих способностей у ребенка, а также социально-адаптивных навыков, на воспитание и обучение ребенка;
— коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок направлено на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.
Большое значение в плане восприятия сказки оказывает также умелое прочтение — интонация, паузы, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания. Ключевым условием здесь является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.
Развитию эмоций ребенка служит также повторное слушание или чтение одних и тех же сказок. При повторном слушании или прочтении проявление эмоций предвосхищает наиболее острые события, ребенок начинает содействовать герою заранее.
В восприятии сказки важным моментом является то, что сказка должна переживаться слушателями, чтобы впечатления от сказки сохранялись как можно дольше. Поэтому необходимо учитывать, что после прочтения сказки нежелателен переход к делу, никак не перекликающемуся с содержанием прочитанного (например, спортивным соревнованиям). Для закрепления эффекта восприятия сказки я в своей работе применяю один из методов арт-терапии:
— цветотерапия — дети могут нарисовать понравившегося персонажа или сюжет сказки;
— музыкотерапия — прослушивание и обсуждение мелодий, подходящих по настроению тому или иному сюжету;
— сказкотерапевтические методы : рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
В сказкотерапии мною применяются следующие основные виды ска-зок: художественные сказки (народные, авторские художественные сказки, притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы); дидактические (обучающие) сказки, которые создаются специально с целью подачи учебного материала; психокоррекционные сказки, которые создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; психотерапевтические сказки, чаще всего применяемые психологами и психотерапевтами; медитативные сказки, которые создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Практическое применение сказкотерапии позволяет создавать условия для положительных изменений в поведении детей группы. Дети становятся более спокойными, усидчивыми, повышается познавательный интерес. Развиваются такие качества как доброта, сочувствие, уважение к другим, внимательность. Дети учатся ставить себя на место другого, становятся более раскованы в общении со сверстниками.
Таким образом, использование сказкотерапии является очень важным процессом в воспитании детей, формировании их личности, развитии индивидуальных качеств, а также позволяет добиться главной цели сказкотерапии — устранение различных беспокойств и тревог, снижение уровня агрессии.
Список использованных источников :
1. Вачков И. В. Сказка в работе психолога : определение и типология // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 80–86.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2000. – 310 с.
3. Лутовинова Е. И. Русские народные волшебные сказки : этнопедаго-гический потенциал. / Е. И. Лутовинова. // Семья в России. – 2008. - № 1. – 90 с.