Галина Кулинцева
Воспитание духовной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание духовной культуры дошкольников.
Кулинцева Г. А. - воспитатель МК ДОУ ЦРР- детский сад №18 г. Россоши
В соответствии с ФГОС от 17.12.2013г. №1155 духовно-нравственное воспитание в детском саду является одной из задач развития ребенка. Именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребенком культуры. Той культуры, носителями которой являются родители, воспитатели, ближайшее окружение подрастающего малыша.
Публикация «Воспитание духовной культуры дошкольников» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
О том, что ребенок является существом не только социальным, но и духовным, следует обязательно помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами. Важно, чтобы мир дошкольника наполнялся в первую очередь образами культуры своего народа. Восстановление преемственности поколений в воспитании и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самопознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым миром, своей семьей, с другими людьми, духовным миром.
Несомненно, для русского человека, русской культуры духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.
Само духовно-нравственное воспитание, понимаемое как содействие формированию духовной сферы ребенка, предполагает целенаправленное развитие трех основных собственно человеческих способностей:
--нравственной способности-- к различению добра и зла;
--эстетической способности—к различению прекрасного и безобразного;
--православные способности—к различению истинного и ложного.
В основе же развития этих способностей лежат нравственные, эстетические, религиозные идеалы и эталоны, заданные в контексте традиций и усвоенные личностью как ценностные, определяющие смысл жизни.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
От нас, воспитателей, зависит каким зерном мы засеваем души наших детей. Главное не быть равнодушными. Необходимо самим развиваться, духовно работать над собой. А по другому нельзя, ведь нельзя же дать другому того, что не имеешь сам.
В связи с введением ФГОС, в процессе работы возникаю такие трудности:
- Потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.