Аня Еремеева
Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности
Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
Василий Сухомлинский
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Происходящие в России социальные преобразования выдвигают основное требование к воспитанию подрастающего поколения, зафиксированное в Концепции российского образования: ". обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, понимающие демократические ценности и ответственные решения в ситуации выбора, обадающие чвством ответственности за судьбу страны". Несмотря на выстроенную систему гражданскогообразования в масштабах страны, возникают противоречия в ценностных ориентирах молодого поколения.
Ориентиром для сегодняшнего педагога модно взять слова великого русского мыслителя В. Г. Белинского: ". нравственные основы человечской личности закладываются в семье, а задача учебных заведений - сделать их гражданами, членами государства".[2] Конечно, у детей моей группы негативные качества проявляются не так ярко, но меня тревожат их эмоциональная неуровновешанность, случаи проявления агрессивности и проявления агрессивности и жестокости по отношению друг другу. Диагностика социального-нравственного развития детей старшей группы, проведенная по методикам "Закончи историю", "Сделаем вместе" (авт. Р. Р. Калинина, д. п. н., профессор, "Диагностика уровня знаний о социальной действительности" (авт. Т. С. Комарова, д. п. н., профессор) [4], выявила у моих воспитанников существенные противоречия между представлениями о нравственных нормах поведения и их собственными поступками, разрозненность представлений о родном городе, крае, государственной символике, а собеседование с родителями показало, что большинство опрошенных (61%) волнуют проблемы социального обучения детей, нежели вопросы социально-нравственного развития. Именно поэтому тема моего педагогического исследования - "Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности".
Что позволило сформулировать цель - формирование у детей и родителей значимости нравственных ценностей и праового сознания - и определить задачи:
1. создание условий для освоения детьми общественно-значимых ценностей, понимания своеобразия культуры родного края;
2. воспитание активной жизненной позиции и сознательного отношения к своему здоровью;
3. организация работы по формированию правовой культуры родителей и социальной значимости нравственного воспитания.
Поэтому не случайно я выбрала комплексную программу "Радуга" (автор Т. Н. Доронова, в пояснительной записке которой определены задачи для педагога - ". обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми, развивать в детях чувство собственногодостоинства,. равноправия", а также ". уважения взрослыми активности и инициативности ребенка, его интересов, желаний". Это обусловило внесение изменений в образовательный процесс на основе гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили, педагогичесской технологии "Патриотическое воспитание дошкольников" (авт. Н. А. Алешина) и методических рекомендаций С. А. Козловой "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Ознакомление детей с основами правовых знаний, с родным городом, краем, страной, символикой и геральдикой России осуществляю наспециально организованных занятиях, поскольку эти темы требуют специального объяснения и толкования. Считаю, что патриотические чувства не возникают после нескольких, даже самых удачных занятий, поэтому большое внимание уделяю организации совместной деятельности в группе через "радужные" традици ("Дерево добра", где фиксируются общественно значимые поступки детей, "Сеансы доброты", игры-взаимодействия, развивающие навыки сотрудничества. В условиях информатизации образования включаю информационные коммуникационные технологии в общую систему традиционных дидактических средств: обучающая программа "Я-гражданин", компьютерная игра "Добрый мир", мультимедийное региональное издание "Капризка и сказки", построенные на основе игр с ролевым поведением персонажей, помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, дают возмоность ребенку приобретать опыт нравственного поведения в разнообразных условиях жизни. Также включаю в работу творческие проекты ("Город будущего", "Я - гражданин своей страны", «Я – человек, я – гражданин», в них я использую проблемные задания художественно-образной, практиеской, социально-значимой направленности. С целью воспитания любви к малой родине, ее историческому прошлому-основы для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе, использую в работе лэпбук "Моя малая родина-Березники". Моя гражданская позиция, личный интерес к истории и людям родного города побудили меня ввести в тематическое планирование цикл занятий "Мы в детстве были много откровенней. " по творчеству А. Л. Решетова, обогатив содержание раздела "Познаю мир", программы "Радуга".
Рассматривая культру здоровья как важную составляющую гражданской компетентности, большое внимание уделяю укреплению фзического и психичского здоровья воспитанников : организованная в группе предметно-развивающая среда ("Азбука настроения", цветовая гамма, пластичные материалы) оказывает релаксирующее воздействие на ребенка, использование здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, точечный массаж, самомассаж, дыхательная гимнастика) способствует повышению работоспособности и адаптивности.
Целостность и непрерывность процесса нравственного воспитания диктует необходимость интеграции педагогического коллектива и семьи, развития отношейний сотрудничества в системе "детский сад-ребенок-семья". Таким образом, мной был разработан совместный семейный проект "Родословная", позволяя сделать детский сад открытой системой для родителей. Положительная динамика в социально-нравственном развитии свидетельствует о результативности и эффективности моей педагогической системы: 72% воспитанников имеют целостные представления о государственной символике, дети стали больше задавать вопросов об истории родного края.
Таким образом, проектируя единое образовательное пространство с учетом актуальности вопросов гражданской социализации, я выстраиваю педагогический процесс воспитания социально-нравственной культуры дошкольников на основе гуманно-личностного и деятельностных подходов с использованием инновационныых форм и здоровьесберегающих технологий, способствующий развитию активной гражданской позиции детей и родителей. Учитывая этнические и культурные особенности социума (детский сад посещают дети разных национальностей) альнейшую перспективу своей педагогической деятельности определяю как поиск путей и форм воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Библиографический список:
1. Закон "Об образовании в Пермском крае" ( с изменениями на: 02.06.2016)
2. Капустина З. Феномен гражданствеености. Учитель. 2005.№4
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Издательский центр "Академия", 2001г.
4. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. /Под редакцией Т. С. Комаровой. - Ярославль:академия развития, 2006г.