Надежда Турбылева
Воспитание культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация № 2
Опыт работы «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Культура поведения дошкольников - является одним из направлений в нравственном развитии ребенка. Я поделюсь опытом работы по воспитанию культуры поведения у детей. Я работаю воспитателем в детском саду и испытываю большую любовь к детям.
Публикация «Воспитание культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Воспитание нравственных чувств начинается в детском саду с раннего возраста, где воспитанникам прививают, а затем развивают умение совместно и дружно играть, трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь.
Начиная уже с младшей группы, я формирую у детей навыки вежливого обращения с близкими взрослыми и со сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Для этого я использую наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение детей я строю на основе доброжелательности. Это вызывает ответную реакцию доброжелательности, чувство жизнерадостности, и я радуюсь вместе с детьми.
Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, непрерывная образовательная деятельность, разнообразная самостоятельная художественно – эстетическая деятельность, при этом я активизирую деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво и целенаправленно помогаю строить правильные отношения друг с другом.
Какие же задачи я ставлю перед собой?
Это прежде всего:
1. Привитие детям культурно-гигиенических навыков.
2. Воспитание культуры поступков в различных ситуациях.
3 Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в разных видах деятельности.
4. Воспитание определенных элементов нравственного сознания, нравственных чувств, при постепенным ознакомлением с окружающим миром.
5. Постепенное включение детей в труд – обязательное условие.
В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяю следующие компоненты: 1. Культуру деятельности, 2. культуру общения, 3. культурно-гигиенические навыки и привычки.
1. Воспитываю у детей умение содержать в порядке место, где ребенок занимается, играет, бережно относиться к игрушкам., вещам, книгам. Я стараюсь подбирать интересный материал для занятий, организованно проводить утреннюю гимнастику, участвовать в подготовке к занятию, в раздаче учебного материала, особенно по изобразительной деятельности, формирую навыки организованного труда, вызываю интерес к выполняемой работе, понимание цели и общественного смысла в достижении результата.
2. Предусматриваю выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности. Уже в младшем возрасте приучаю называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», учу внимательно слушать собеседника. Так овладевают культурой речи.
3. Навыки постепенно совершенствую, что и переходят в привычку. Для успешного формирования привычек использую мотивы, с помощью которых детей побуждаю к действию.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Поэтому я всегда слежу за своим внешним видом, вежливостью, спокойным тоном, справедливым отношением к окружающим и прежде всего к детям.
Основа культуры поведения ребенка закладывается в семье, поэтому я налаживаю контакты с семьей, изучаю организацию быта детей в семье. Провожу индивидуальные беседы, консультации о том, в чем сложность воспитания у детей культурных навыков и привычек, о примерах взрослых в воспитании положительных привычек. Объясняю родителям, чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Далее, более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения обеспечиваю с помощью игровых приемов, которые использую в работе с детьми в детском саду. Для освоения малышами приемов одевания в игру включаю кукол. Надевая на кукол рубашку, штанишки и шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. Провожу также игры – упражнения: «Мы умываемся». В игры-занятия включаю разнообразные предметы, игрушки: расчески, носовые платки, щеточки, кукольную посуду, столовые приборы, фотографии, альбомы. Это способствует активизации детей. В игры – занятия включаю содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях. В образовательной деятельности провожу такие поучительные упражнения, как «Каждой вещи – свое место», «Кукла Таня у нас в гостях», «Мы убираем игрушки», «Не забывай о товарищах»/ стр. 21, 42, С. В. Петерина, Москва, Просвещение, 1986г. /
Постепенно направляю внимание детей к труду взрослых и взаимоотношения в процессе их труда. Очень поучительны специально подобранные занятия по воспитанию уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам и няням. Например, занятия – упражнения «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка» учат детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения.
В содержание образовательной деятельности для воспитания навыков культурного общения привлекаю к наблюдению за поступками сверстников в группе, во дворе, дома, чтобы были понятнее ситуации игр, так как сами дети замечают лишь проступки товарищей. С помощью фильмов на экране, используя информационно – компьютерную технологию, наглядно показываю важную поучительную ситуацию. Такой показ дает детям сведения о том, как благодарить за услугу, какие употреблять вежливые формы обращения, если нужно что-нибудь взять или дать другу, как надо просить разрешения пройти. А в ходе игры эти ситуации будут использованы и хорошо освоены. Для закрепления навыков активно использую репродукции картин, фотографии, рисунки, иллюстрации книг, которые в образной форме напоминают о правилах этикета.
Экран дает возможность дать оценку негативным и хорошим поступкам. С помощью экранизации фрагментов фильма, картин в доступной форме напоминаем о правилах поведения, а также экранизация способствует восприятию и силе воздействия на чувства дошкольников.
В своей работе я убедилась, что и инсценировки с участием самих детей также помогают вырабатывать опыт культурного поведения : например инсценировки, «Зайка простудился», «Как котенок забыл как просить есть», «Перчатки», «В гостях у матрешки» и другие/ стр. 18, С. В. Петерина, Москва, Просвещение, 1986г. / дают возможность прочувствовать и сопереживать определенные жизненные ситуации.
Одновременно с подобными играми ежедневно в быту и в режимных процессах направляю усилия на формирование у детей интереса к сверстникам, побуждая их проявлять доброжелательность, отзывчивость к тем, кто рядом. Подсказывая детям возможные добрые дела и поступки по отношению к товарищам, не просто упражняю их, но органически вплетаю в повседневную жизнь.
Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей. Ребята дарят товарищам подарки, сделанные своими руками, поздравляют, затевают веселые игры и забавы.
Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения.
Детский сад располагает большими возможностями для проверки прочности навыков и привычек культурного поведения. Итак, доброжелательность становится нормой взаимоотношений и основой поведения детей, что очень важно в современном обществе.
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 5 СПб, Красногвардейского
Района, Турбылева Надежда Андреевна, декабрь 2016г.
Литература С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Москва. Просвещение, 1986г.