Юлия Сергеевна Кравцова
Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные традиции - большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.
Публикация «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Решающая роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относят семейные традиции (И. В. Бестужев-Лада, Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик). Однако учёные отмечают, что современная семья утратила многие из добрых старых традиций, выполнявших воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора, как постоянное общение детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следует образцам деятельности, без которой немыслимо её развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентирует создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга. А поскольку семья и её ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиции в семье.
Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно взаимосвязаны. Семейно - родственные и отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человека (А. И. Захаров, В. Н. Дружинин, А. С. Спиваковская). Именно через них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старших поколений младшим.
Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. В основе традиции лежит какая - либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которая реализуется в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, истинных и мнимых традициях. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
С целью выявления степени сформированности у детей представлений о семье в группе проводились индивидуальные беседы. Сначала изучалось понимание воспитанниками значения слова "семья". По результатам опроса выяснилось, что это понятие сформировано у детей недостаточно полно. На вопрос о характеристиках семьи дети говорили, что это люди, которые живут вместе, перечисляли бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Это свидетельствовало о том, что дети путают, отождествляют понятия "семья" и "родство".
В следующих беседах выявлялись представления детей о семейных традициях, организации свободного времени. Никто из воспитанников не смог назвать семейные традиции, т. к. им было непонятно само слово. Поэтому первостепенной задачей работы стало знакомство детей с этим понятием. Среди семейных праздников дети называли в основном день рождения, Новый год, Рождество, 8 Марта, Масленицу. Детям нравятся праздники, поскольку в этот день они получают подарки, могут вкусно поесть, некоторых привлекает возможность красиво одеться. К сожалению, к большинству из опрошенных детей друзья не приходят в гости, хотя им бы этого очень хотелось.
В своей работе с детьми применяла метод игровых ситуаций. Например, воспитанникам предлагалось сыграть в игру "День рождения". Один из них выбирался именинником, а остальные его поздравляли, придумывали пожелания, дарили подарки. Дети желали имениннику здоровья и счастья, не отмечали индивидуальные особенности друг друга. Приглашали на день рождения только по телефону, при этом использовали неправильные речевые обороты, забывали назвать дату события и время.
Материал по ознакомлению детей с семейной традиционной культурой был разделё н на два блока: знакомство с культурой и традициями русского народа и ведение семейной фотолетописи.
Цель первого блока: побуждение детей к установлению личностных контактов с родителями с целью повышения осведомленности о детстве, жизни старших членов семьи, поддержания интереса к родословной.
Работа в рамках первого блока началась с темы "Культура и традиции русского народа". В ходе ее изучения в тематической недели закреплялись знания детей о названии родной страны, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве). Сначала с детьми проводилась беседа о таланте русского народа. С воспитанниками мы вспоминали русские сказки, песни, обычаи. Музыкальный руководитель рассказал, что в старину очень любили водить хороводы. Все вместе они вспомнили один из хороводов, который разучивали в рамках непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию.
Для родителей были организованы консультации на темы: "Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка", "Русские народные праздники", "Народные игры в семье", "Энциклопедия народной мудрости" и т. д. Благодаря консультациям родители получили много важной, интересной информации, которой хотели бы воспользоваться.
Определяющей идеей второго блока было признание необходимости создания у ребенка активного познания. Важно было создать педагогические условия, при которых дети могли "перенести" полученные знания в знакомую сферу жизни своей семьи. Для этого с воспитанниками было организовано рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов с беседами о людях, которые изображены на фотографиях. С целью поддержания интереса к родословной предлагалось рассказать о самом старшем члене семьи, наиболее ярко запомнившиеся моменты, связанные с бабушками и дедушками. Также было предложено оформить семейную газету, в которой выделялось какое-либо событие из жизни семьи, с помощью фотографий создавался его образ. Например, одна из семей темой для газеты выбрала празднование Дня Победы, встречу с ветеранами, в которой участвовали и дети.
Результатом проведенной работы оказалось, что мои воспитанники изменили представления о семье, семейно-родственных отношениях, традициях, что способствовало углублению и расширению их интереса. Словарь детей обогатился новыми понятиями. Особенно им понравилось придумывать и оформлять открытки-приглашения. Дети стали более эмоционально и подробно рассказывать о проведении праздников в семье. Особенно отмечают сплоченность всех членов семьи при подготовке к мероприятию.
Таким образом, проведенная работа по данной теме позволила способствовать раскрытию семейных традициях в семьях моих воспитанников. Содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, что в свою очередь может служить основой для развития интереса детей к познанию окружающего.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб. : Детство-Прес, 2000 год