Папки-передвижки

Проект по обогащению духовной культуры посредством игры на русских инструментах «Ложечка — точеная, ручка — золоченая»

Ирина Межевова
Проект по обогащению духовной культуры посредством игры на русских инструментах «Ложечка — точеная, ручка — золоченая»
▼ Скачать + Заказать документы

Новизна проекта :

Проект направлен на формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания, т. к. помогает приобщению детей к русской культуре.

Цель проекта :

Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Задачи проекта :

Приобщать детей к русской национальной культуре;

Обучать основам техники игры на ложках;

Публикация «Проект по обогащению духовной культуры посредством игры на русских инструментах „Ложечка — точеная, ручка — золоченая“» размещена в разделах

Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;

Способствовать созданию условий для самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств.

Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края.

Участники проекта : дети старшей группы «Вьюнок», музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Тип проекта : творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели) с 3.10 по 21.10 2016 г.

План осуществления проекта :

• изучение и анализ литературы по данной теме;

• ознакомление детей с историей деревянной ложки;

• практические занятия по обучению приемам игры на ложках;

• выступление ансамбля «Мы ребята - ложкарята».

Содержание работы.

Беседа с детьми с использованием модели трёх вопросов.

Что мы знаем о ложках?

Софья - «Сделаны из дерева и разукрашены как для пасхи».

Павел - «Расписаны так, что бы было понятно, что деревенская».

- «Инструменты надо покупать, ложки, они итак дома лежат, их не надо покупать».

- «Звучат как кастаньеты».

Кирилл – «Ими ели в древности».

- «Расписаны, потому что для концертов».

- «У них такие цвета, потому что это природные цвета, ведь синий не природный».

- «Ещё они вышли из моды, как и песни выходят из моды».

Элина - «Ложки красивые, потому что на них узоры».

Максим – «У ложек звук деревянный».

Лиза – «У бабушки есть такие, для красоты».

Что мы хотим узнать про ложки?

Кирилл – «Как их делают, ну изготавливают».

Софья – «Как называется роспись».

Павел – «Почему на них стали играть, ими же надо есть».

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Кирилл – «Спросите меня, я скажу как делать краску».

Павел – «Надо подучиться».

Лиза – «Поиграть и всё узнаешь».

Нам очень захотелось узнать историю появления ложек. Как давно и где они появились? Трудно ли изготовить ложку и зачем её разукрашивают? И почему она стала музыкальным инструментом?

История возникновения ложек.

Мы узнали, что родина деревянной ложки – Египет. Это было очень давно. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к 18-19 векам. Например, ложки изображены в руках скоморохов. Их инструменты украшены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя, есть надпись: «Медведь с козою прохлаждается, музыкой своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Деревянные ложки хороши ещё и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Материал и технология изготовления ложек.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды, пользовались деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная.

Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Деревянные ложки имеют нарядный вид. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную, настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком, благодаря чему они становятся нарядными, праздничными и не похожими одна на другую.

Ложка как музыкальный инструмент.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».

Способы и приёмы игры на деревянных ложках.

Названия приёмам могут придумывать сами дети.

Способ 1: «Лады» - удары четвертями перед собой.

«Ладушки» - удары восьмыми перед собой.

Способ 2: «Блины» - удары четвертями правой ложкой по левой и наоборот, с поворотом кисти.

«Оладушки» - удары восьмыми правой ложкой по левой и наоборот, с поворотом кисти.

Способ 3: «Комары» - удары четвертями у правого/левого уха.

«Комарики» - удары восьмыми у правого/левого уха.

Способ 4: «Колокол» - удары четвертями над головой.

«Колокольчик» - удары восьмыми над головой.

Способ 5: «Большая радуга» - удары четвертями над головой слева направо.

«Маленькая радуга» - удары восьмыми над головой слева направо.

Способ 6: «Солнышко» - удары восьмыми по часовой стрелке (начинать слева); против часовой стрелки (начинать справа).

Способ 7: «Тарелки» - ложки в обеих руках имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размахом движется сверху вниз, левая рука — снизу вверх.

Способ 8: «Тарелочки» - ударять перед собой скользящими движениями вверх-вниз.

Способ 9: «Лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке.

Способ 10: «Молоточек» - одна ложка вставляется между большим и указательным пальцами правой руки, вторая – между указательным и средним, черпачками друг к другу, при ударе черпачки соприкасаются.

Способ 11: «Квак» - одна ложка лежит на ладони выпуклой стороной вверх между большим и указательным пальцами, вторая выпуклой стороной на нижней ложке, ручка находится между указательным и средним пальцами,

Большой палец придерживает ложку внизу, четыре пальца лежат на верхней ложке. Выпрямить ладонь не выпуская ложки, согнуть пальцы. Получится удар.

Способ 12: удар «квак», т. е. ударить ложками левой руки, потом ударить ложкой, находящейся в правой руке, по одной ложке левой руки, снова удар «квак», и правой ложкой по другой ложке левой руки.

После обучения приёмам игры на ложках мы решили создать ансамбль и назвали его «Ложкарята». Следующий шаг нашего проекта – сыграть ансамблем, используя уже знакомые нам приёмы, под музыку русской народной песни «На горе-то калина».

Выступление ансамбля запланировали на обобщающее занятие по теме «Русские народные инструменты» для детей подготовительных групп. (третья неделя)

Принципы построения педагогического процесса:

Сотрудничество;

Создание ситуации успеха;

Игрового познания;

Возможности самовыражения.

Ресурсы:

1. Методическая литература.

2. Интернет ресурсы.

3. Развивающая среда. (картотеки, иллюстрации, инструменты, музыкальный материал)

План реализации проекта :

Проект делится на три этапа: подготовительный, информационный, практический.

Первый этап (подготовительный – первая неделя)

1. Подбор материала для знакомства детей с русскими народными инструментами, с историей деревянной ложки.

2. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми звучания деревянных инструментов, песен про русские ложки.

3. Подбор пословиц, поговорок, загадок, песен и стихов про ложки для использования на музыкальных занятиях, а так же для педагогов и родителей.

4. Подбор игрового материала для занятий по развитию мелкой моторики и чувства ритма.

5. Подбор иллюстраций, с изображением русских народных инструментов.

Провести беседу с детьми, используя модель трё х вопросов:

- Что мы знаем о ложке деревянной?

- Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Второй этап (информационный - вторая неделя)

Заинтересовать детей данной темой. Расширять кругозор детей, знаниями о русском фольклоре и народной культуре.

Проведение занятий по ознакомлению с историей деревянной ложки, просмотр слайд - презентаций, видеоматериала выступления оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей, мастер-класса по вырезанию из дерева ложки.

Далее переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Третий этап (практический – третья неделя)

Для ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, для предания силы рукам, кисти, пальцам в овладении основами техники игры, на каждом занятии важно использовать игры на развитие чувства ритма, пальчиковые игры.

Затем знакомство с основными приёмами игры на деревянных ложках по показу. Доведение до автоматизма исполнение каждого приёма. Обучая игре на ложках, воспитывать волевые качества: умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.

Разучивание последовательности игры на ложках в ансамбле под русскую народную мелодию «На горе-то калина» с использованием приёма «Варим суп», где каждое движение описывается как пошаговое приготовление «супа». Такой приём позволяет быстро запомнить переход от одного движения ложками к другому.

Выступление ансамбля ложкарей «Ложкарята» перед детьми подготовительных групп.

Создание совместно с воспитателями выставки по лепке «Моя ложечка», для приобщения к русскому промыслу.

Ожидаемые результаты.

- Что мы узнали про деревянные ложки?

Дети эмоционально рассказывали о том, что нового узнали о русском народном промысле, о мастерстве создания музыкального инструмента и об игре на ложках.

Появилось желание у детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга и дома.

Занятия дали положительный результат, были выполнены и другие задачи проекта :

- дети стали осознаннее воспринимать русскую народную музыку и передавать ритмический рисунок в игре на ложках;

- научились владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;

- стараются согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности. Но работа в ансамбле будет продолжаться, чтобы выступление перед аудиторией было более уверенное.

Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родине, к её традициям.

У детей проявляется интерес к этой теме, они хотят беседовать, слушать и играть на русских народных инструментах. Родион сказал, что попросит маму купить ему ложки, Лиза вспомнила, что у бабушки видела такие ложки, а у Софьи, оказалось, дедушка умеет вырезать ложки из дерева. И мы в дальнейшем договоримся с дедушкой показать нам мастер-класс.

Результаты-продукты:

- фотографии приёмов игры на ложках; (Слайд – презентация 1)

- подборка музыкального материала;

- подборка пословиц, поговорок, загадок, стихов про ложки; (Приложение 2)

- слайд презентации:

«Русские народные музыкальные инструменты»; (Слайд – презентация 4)

«Всё о ложках»; (Слайд – презентация 2)

«Виды декоративной росписи»; (Слайд – презентация 3)

- подборка развивающего игрового материала для занятий. (Приложение 1)

Перспективы дальнейшего развития проекта. (возможность дальнейшего продолжения проекта)

1. Продолжать знакомство с традициями народной культуры :

- русскими календарными праздниками;

- народным песенным искусством.

2. Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах :

- совершенствовать технику игры на двух ложках;

- находить новые приемы игры на ложках;

- выступать перед родителями на утренниках.

3. С помощью родителей и воспитателей сделать театр ложек.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников через игру «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Конспект занятия «Ложечка точеная — ручка золоченая» Цель занятий: Содействие развитию представлений о величине ложки, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше,.

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную игру» Видео Дети подготовительной и старшей группы, МБДОУ №108 "Радужные фиалки" представляют вашему вниманию сказку "Теремок"\ Театральная деятельность.

Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как.

Познавательный семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 6 лет через игру»Познавательный семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 6 лет через игру» Предлагаемый практикум составлен на основе дидактических игр для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, первый год обучения.

Проект для подготовительной группы «К правильной осанке через игру» Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего возраста и.

Проект по математике «Знакомимся с математикой через игру и сказку» Вид проекта Образовательно-творческий проект. Тема: «ЗНАКОМИМСЯ С МАТЕМАТИКОЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ И СКАЗКУ» Старший дошкольный возраст. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Проект «Развитие музыкально-творческих способностей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» Подготовила: Музыкальный руководитель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» 1категории Хамидуллина Содержание: № Наименование Страницы.

Развиваем творческие способности детей через музыку и игруРазвиваем творческие способности детей через музыку и игру РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ И ИГРУ Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, умным, талантливым.

Трудовое воспитание через сюжетно-ролевую игру «Детское кафе» (фотоотчёт)Трудовое воспитание через сюжетно-ролевую игру «Детское кафе» (фотоотчёт) «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает всё новую красоту в окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по обогащению духовной культуры посредством игры на русских инструментах «Ложечка — точеная, ручка — золоченая»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 13:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по обогащению духовной культуры посредством игры на русских инструментах «Ложечка — точеная, ручка — золоченая»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Межевова (УИ 240325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД