Марина Осетрова
«Воспитание добрых чувств у детей младшего и среднего дошкольного возраста на интегрированных занятиях» (анализ работы)
▼ Скачать + Заказать документы
"Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики,
и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться
в этом случае с педагогическим гением народа "
К. Д. Ушинский о русском фольклоре.
Цель работы по данной теме : проведение интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на воспитание добрых чувств.
В соответствии с темой и целью работы определены задачи :
1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Публикация «„Воспитание добрых чувств у детей младшего и среднего дошкольного возраста на интегрированных занятиях“ (анализ работы)» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
2. Научить детей слышать и понимать красоту художественного слова.
3. Развивать у дошкольников эмоционально-художественную отзывчивость, художественное восприятие и навыки художественного творчества, умение и желание рисовать.
Работа по воспитанию добрых чувств будет эффективна, если мы будем учитывать следующие принципы:
1. доступности – материал преподносится детям в доступной форме с учётом возрастных особенностей детей,
2. вариативности – использование разнообразных методов и приёмов на занятиях,
3. креативности – педагог провоцирует и поощряет творческую деятельность,
4. непрерывности – процесс развития ребёнка осуществляется не только на занятиях, а продолжается вне занятий, в свободной деятельности, в семье,
5. игровой – занятие носит игровой, занимательный характер,
6. интеграции– соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняющих друг друга.
Новое для меня заключается в том, что идея интегрированного подхода к организации занятий нравственно-эстетического направления даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. На интегрированном занятии соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированная работа по нравственному воспитанию и изобразительной деятельности открывает большие перспективы для дальнейшей работы по воспитанию добрых чувств.
Этапы работы :
1 этап: начальный (сентябрь-октябрь 2009 года)
Для решения поставленных задач было сделано следующее: анализ и систематизация научно-теоретической литературы по рассматриваемой проблеме, исследование народных сказок с целью выявления их влияния на нравственное воспитание дошкольников, педагогическое наблюдение, беседы, определение направления в работе, разработка конкретных планов мероприятий, направленных на решение поставленных задач (см. Приложение1).
2 этап: основной (ноябрь 2009-2011год)
Основная форма работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста - интегрированные занятия.
Задачи, поставленные мной, решаются не только на интегрированных занятиях, но и во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту — так как формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей на занятиях, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт.
В группе существует три обязательных правила:
• Нельзя бить и обижать людей
• Нельзя ломать и портить результаты труда других
• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом.
3 этап: итоговый (май 2011года)
Подведение итогов работы, отслеживание результатов по критериям, рекомендованным программой «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, раздел «Нравственное воспитание» :
-Доброжелательные взаимоотношения между детьми,
-Скромность, отзывчивость, справедливость,
-Умение здороваться, прощаться,
-Умение вежливо выражать свою просьбу,
-Умение благодарить за оказанную услугу.
Прогнозируемый результат:
При проведении интегрированных занятий в системе, так как они, по словам Е. П. Климовой «эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность» предполагаю получить следующие результаты:
1. Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
2. Потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование.
3. Усвоение ребё нком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
4. Желание ребёнка рисовать, стремление передавать в рисунке своё эмоциональное отношение, радоваться созданным им работам.
Технология работы :
Работа над темой рассчитана на два года и охватывает два возрастных периода : младший и средний дошкольный возраст.
Технология проведения занятий :
Для достижения поставленной цели провожу интегрированные занятия 2 раза в месяц : с детьми младшего дошкольного возраста длительность занятий составляет– 15-20 минут, с детьми среднего дошкольного возраста 20-25 минут.
Методы и приёмы работы :
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
• демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
• драматизация сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
• Использование проблемных ситуаций, логических задач.
Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомлённости детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
Заключительная часть
Цель третей части - организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества.
Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. В результате работы создается некий материальный или идеальный продукт. Иногда я вместе с детьми выполняю работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Обязательно проводится анализ полученного результата в виде:
• организации выставок детских работ;
• рассматривания работ сказочным персонажем, присутствовавшим на занятии;
• создания книги детских рисунков по теме;
• Обыгрывание детских работ (игровые действия не только вызывают интерес к изображению, но и выявляют его достоинства и слабые стороны, вскрывают причины успехов и неудач).