Получи документы

Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста

Марина Колмакова
Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста была всегда актуальной. Достаточно вспомнить слова Б. М. Неменского: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [3, с. 24].

Публикация «Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Слова автора говорят о том, что образовательное учреждение решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве, ведь рисование - важнейшее средство формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества, и, испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил [2, с. 13].

Формировать личность и эстетическую культуру личности особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем дошкольном возрасте, - именно это отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры. Среди них: Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Б. Т. Лихачёв, Д. Ж. Овчинникова, М. Монте-сори, Л. П. Печко, Р. Т. Шатский.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, в художественных трудах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Рассматриваемая проблема формирования эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Цель исследования - выявление особенностей формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной деятельности.

Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, процесс эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если процесс будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей художественному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как: эстетическое осознание прекрасного; художественный вкус; умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Для проверки данной гипотезы требуется:

1. Провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме;

2. Подобрать диагностический инструментарий по данной теме и выявить особенности формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с использованием художественной деятельности;

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи в формировании эстетических чувств и художественной деятельности;

4. Проанализировать полученные результаты и провести работу по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами художественно-изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач применялась совокупность следующих методов:

1. Теоретические методы;

2. Эмпирические методы;

3. Методы обработки данных.

В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:

1. Анкетирование по методике оценки уровня развития эстетических чувств Е. А. Симоновой;

2. Методика «Нелепицы».

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ №101 г. Тула. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. Возрастной состав испытуемых 3-4 года. Общее количество испытуемых 24 человек, из них 14 девочек и 10 мальчиков.

В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия: одинаковая наполняемость группы (24 человека); были разработаны единые критерии оценивания; фиксирование результатов эксперимента.

В результате проведения эксперимента, общий уровень художественно-эстетического развития детей в результате проведения уроков по рисованию можно описать следующим образом:

1. Начало эксперимента (констатирующий этап) : высокий уровень – 23%; средний уровень – 42%; низкий уровень – 35%.

2. После проведения формирующего этапа (контрольный этап) : высокий уровень – 38%; средний уровень – 44%; низкий уровень – 18%.

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.

Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания [1, с. 24]. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к жизни.

Список литературы:

1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. - С. 57-67.

2. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн. : Нар. асвета, 2014. –128с.

3. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М. : Искусство, 2013. – 246с.

Публикации по теме:

«В гостях у садовника». Развитие музыкально-эстетических способностей детей Цель: развитие музыкально-эстетических способностей детей. Задачи: - закреплять и совершенствовать исполнительские навыки через песни, танцы,.

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ. Пчелина Л. В. Воспитатель, МДОУ детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 10:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Колмакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД