Наталья Львова
Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание активности и самостоятельности мышления – серьезная проблема обучения детей на всех возрастных ступенях. Одним из средств воспитания активности и самостоятельности служат вопросы, задаваемые детям, и вопросы детей. Еще К. Д. Ушинский указал, что умение давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших привычек.
Публикация «Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей» размещена в разделах
Вопросы воспитателя помогают выявить круг представлений детей, их правильность и глубину. Задавая вопросы и получая ответы на них, воспитатель видит, что знают дети, в какой мере умеют применять свои знания в различных жизненных условиях. Вопрос побуждает ребенка к мышлению, повышает активность и продуктивность мыслительного процесса.
Вопросы побуждают детей активно слушать, вслушиваться в то, что говорит воспитатель, всматриваться в то, что будет показано.
Организуя наблюдение, воспитатель системой вопросов ведет ребенка от ясно выступающих, заметных признаков к малозаметным, учит видеть предмет со всеми его признаками и во всех его отношениях к другим предметам. Это дает возможность, составит верное конкретное представление о предмете, а конкретные представления – основа для развития мышления.
Наблюдения и их результат тем лучше, чем больше вопрос воспитателя побуждает детей сравнивать одни явления с другими, отмечать общее и различное. Вопросы, требующие сравнения воспитатель задает тогда, когда дети непосредственно воспринимают сравниваемые объекты. Предполагается, например, рассмотреть чучела грача и вороны, или ветки ели и сосны и сказать, что у них одинаковое, сходное и что различное. Вопрос активизирует аналитическое мышление, побуждает к анализу, сопоставлению, сравнению и к последующему выводу. Иногда объект непосредственно после наблюдения сравнивается с тем, чего нет в данное время, но что дети наблюдали раньше. Например, на прогулке в парке зимой воспитатель задает вопрос : «А какие деревья были летом?», предлагает прислушиваться к звукам в парке и спрашивает, какие звуки слышат в парке зимой и какие слушали летом. Подобные вопросы активизируют процессы памяти, требуют умения самостоятельно распоряжаться знаниями, применять усвоенные знания в связи с усвоением новых. Вопрос побуждающий детей внимательно слушать, соотносить известное с новым, формулировать то новое, что они узнали. Требует произвольного внимания, умения выделить новое и повышает интерес детей к явлениям окружающей жизни. Например, перед чтением в старшей группе рассказа Л. Толстого «Воробей на часах» воспитатель при помощи вопросов проверяет, что дети знают о воробьях, и ставит вопрос, что нового они узнают о воробьях из этого рассказа. Вопрос не требует ответа, а направляет и активизирует процесс слушания, вызывает стремление запомнить то новое, что узнают дети.
В беседе перед чтением рассказа «Воробей на часах» дети указывают на внешние признаки воробьев, размер, цвет, повадку. После чтения в ответ на повторенный воспитателем вопрос, что дети нового узнали о воробьях, они рассказали, что старые воробьи охраняют воробьят от ястреба, и о том, как воробей предупреждает птенцов об опасности. Вопрос, поставленный перед чтением, не только вызвал необходимость внимательно слушать, но и активизировал мышление. В результате дети передали главные мысли и отметили характерные черты в поведении старого воробья и птенцов.
В воспитании активного и самостоятельно мышления большая роль принадлежит вопросам, требующим размышления, установления связей между явлениями, систематизации их. Детям нужно суметь объяснить то или иное явление, доказать правильность этого объяснения, проявить сообразительность.
В формулировке вопросов содержатся слова, выражающие необходимость установить причинно-следственные связи между явлениями. Такими словами являются: «Почему? Каким образом? Зачем?» подобные вопросы требуют активных поисков правильного ответа, понимания сущности явления, события.
Большую роль в активизации мышления играют так называемые проблемные вопросы. В их основе лежит предположение «если бы» и вместе с тем предположение высказать суждение или принять решение. Например, на прогулке в лесу воспитатель спрашивает детей : «По каким признакам мы могли бы найти дорогу к нашей даче, если бы заблудились? такой вопрос заставляет думать, сопоставлять факты, проявлять инициативу в поисках решения ответа.
Методика вопросов детям
Методика вопросов, как и их содержание, определяется задачами обучения и воспитания, которые педагог решает в каждом конкретном случае. Прежде всего, вопрос должен быть сформулирован понятно для детей и предполагать один ответ. Главную роль в вопросе играет слово, выражающее то, о чем спрашивает воспитатель. Это слово и должен в вопросе подчеркнуть воспитатель. Начиная с младшей группы нужно приучать детей слышать именно это слово и с ним связывать содержание вопроса и ответ. Воспитывать у детей способность слышать главное слово в вопросе – это значит воспитывать понимание вопроса, приучать к точности и краткости ответа. Опорное слово в вопросе обозначает нечто конкретное – цвет, форму, число, величину, время, отношение, придает вопросу определенность, побуждает дать конкретный ответ. Неопределенные или слишком общие вопросы затрудняют детей, побуждать отвечать по догадке.
Например, при организации наблюдений за кошкой, воспитатель задает детям конкретные вопросы : какого цвета шерсть кошки, сколько у нее глаз, сколько ушей, сколько лап. Эти вопросы требуют внимательного рассмотрения, сосчитывания и помогают дать правильный ответ. Организуя дальнейшее наблюдение, воспитатель вводит новое опорное слово, устанавливая его связь с уже добытыми наблюдениями. «На голове у кошки два уха, два глаза, а еще что есть у нее на голове?» Этим вопросом педагог выделяет область наблюдений и вместе с тем ограничивает ее. Дети самостоятельно говорят, что у кошки есть нос, рот, усы. Таким образом, наблюдение и знания, добытые в его процессе, заканчиваются жизненным выводом.
Вопросы воспитателя должны быть посильными детям и вместе с тем вызвать некоторое напряжение мысли. Слишком легкие вопросы не побуждают детей думать, слишком трудные вызывают неуверенность. В целях проверки знаний, связи новых знаний с опытом достаточно задать один-два вопроса, но они должны собирать и нацеливать внимание детей.
Чтобы побудить детей к активному мышлению, иногда целесообразно ставить вопрос с интонацией раздумья, как бы привлекая детей к поиску ответа. «На одной стороне ствола дерева ветки сильные, а на другой тонкие и редкие. Почему это?» - спрашивает воспитатель на прогулке. Используя полувопросительную форму и интонацию раздумья, она побуждает детей искать ответ. Они высказывают ряд предположений. Воспитатель учит их сопоставлять наблюдения и подводит к правильному выводу.
Задавая детям вопрос во время занятия, беседы, педагогу следует активизировать всех детей, не торопиться вызывать одного, а побуждать всех думать, сравнивать, искать ответа. Часто воспитатель работает с наиболее активными, смелыми детьми и не замечает усилий детей застенчивых и робких. А именно они требуют внимания.
Методика вопросов не может быть предписана как одинаковая для всех. Каждый педагог, руководствуясь общими положениями, вырабатывает свои приемы.
Требования к ответам детей
Ответы детей являются одной из форм детской активности. Ответ на вопрос – сложная для ребенка умственная операция, которая выражает способность реагировать на слово словом.
Ушинский указывал, что хорошо понятый вопрос – уже половина ответа. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, это прежде всего указывает на проблемы в его знаниях.
Ответ на вопрос определяется содержанием и характером самого слова. Первые вопросы, о том, что находится в поле зрения ребенка, требуют лишь подтверждения того, о чем спрашивает воспитатель, обративший вопрос в ответную форму, прибавив одно-два слова. Уже в младшей группе 3-летние дети должны отвечать коротко, в форме живой, но точной речи. В старшей группе дети выражают в ответе содержательную мысль и образ. Между тем нередки факты, когда это требование нарушается и ответы детей приобретают формальный, стереотипный характер. Воспитатель задает вопрос : «Какое у нас сейчас время года?» и ребенок в ответе повторяет ту же структуру: «У нас сейчас время года весна». Сколько лишних слов и как невыразительна речь! Если воспитатель ставит задачу научить детей давать полный ответ, он и требует полного ответа. Но и полный ответ не допускает лишних слов, засоряющих речь. Тем более не допускает стереотипных ответов непринужденная беседа.
Ответ одного ребенка должен быть в поле внимания всей группы. Для этого воспитатель привлекает внимание всех детей к ответу товарища, предлагает указать недостатки в ответе. Иногда дети стремятся заметить, как можно больше недостатков и это стремление перерастает в придирчивость, нарушает дружеские отношения.
Нужно учить детей отмечать положенное в ответе товарища, воспитывать стремление помочь ему.
Список литературы:
1. А. Т. Арушанова «Речь и речевое общение детей».
2. Э. П. Короткова «Беседы с детьми, проводимые в связи с чтением художественной литературы» 1965 г.
3. Дошкольное воспитание № 11, 1952 г., с. 49-54.