Дина Фомина
«Вопросы гендерной социализации». В помощь педагогам-психологам
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная социализация подростков с умственной отсталостью. Актуальность вопроса, проблематика. Материалы конференции.
Данная тема заинтересовала нас своей актуальностью и новизной. Гендерная психология — совсем новое научное направление, которое лишь начинает заявлять о себе. Сегодня в отечественной психологии, в том числе и коррекционной, появляются много работ, посвященных различным гендерным проблемам. Это свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки.
Публикация «„Вопросы гендерной социализации“, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
Предмет гендерной психологии – особенности психики, связанные с полом.
Выделяют 6 разделов гендерной психологии :
1)психология сравнения мужчин и женщин;
2)психология женщины;
3)психология мужчины;
4)гендерная социализация;
5)психология гендерных отношений;
6)гендерная психология лидерства.
Нас интересует раздел гендерной социализации.
Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
Перед тем как раскрыть суть темы, хочу задать вопрос залу : «Как вы считаете, почему мужчины и женщины такие разные, в чем суть их психологических и социальных различий?»
Споры о том, биология или среда определяют выбор человеком тех или иных поведенческих ролей и образа жизни остро стоит перед гендерной психологией.
В настоящее время принято выделять два понятия: пол как биологическая составляющая и гендер как культурный конструкт. Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер».
Традиционно понятие «пол» использовалось для обозначения биологических особенностей, определяющих людей как мужчин или женщин. И именно пол считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. То есть, если ты рожден мужчиной или женщиной, то ты рожден соответственно для выполнения женских или мужских ролей и обязанностей. А особенности психики и поведения, которые свойственны для того и другого пола, определены биологическими задатками.
Но в настоящее время, по мере развития научных исследований стало ясно, что биологический пол не может быть объяснением социальных различий мужчин и женщин.
Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Не набор хромосом а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Но полностью отказываться от биологической составляющей мы не можем, поэтому, сегодня под гендером понимаются генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.
Другой вопрос – как людям приписываются те или иные гендерные роли, как они усваивают нормы и правила поведения в соответствии со своим полом, и отчего все-таки мужчины и женщины такие разные. Ответы на этот вопрос представлены в гендерной психологии. Но слабой стороной ее до сих пор остается отсутствие единых взглядов, и обобщающих теорий. В каждом разделе гендерной психологии существует по нескольку теорий и концепций, раскрывающие те или иные явления. Но все они в известном смысле взаимодополнительны. В рамках нашей курсовой они будут рассмотрены.
Раскроем некоторые основные понятия гендерной психологии :
Гендерная идентичность - осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности.
Для характеристики психологического пола, то есть гендера используют понятия : маскулинность, фемининность, андрогинность.
Маскулинность - это мужественность, представленность в личности человека типично мужских черт характер. Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человека типично женских черт характер. И сравнительно недавно Сандрой Бэм были разработана концепция андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества.
На сегодняшний день во многих странах на основе гендерных исследований изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику. В стороне не осталась и наша страна. Во многих городах России актуален вопрос внедрения программ гендерного воспитания в массовые дошкольные и школьные учреждения. Но это только начало подобных нововведений. Примером может послужить самарский детский сад №108 «Золотая рыбка», который является экспериментальной площадкой гендерного воспитания дошкольников.
Так с чем же связан все возрастающий интерес к данной теме. Для чего необходимо изучение особенностей гендерной социализации детей и подростков?
На развитие личности оказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность, усвоение гендерных ролей. Отклонения в гендерной идентичности личности приводят ко многим психологическим проблемам. Нарушения же в усвоении гендерных ролей может привести к проблемам социализации, межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества в обществе.
К тому же, от того, насколько четко сформированы гендерные представления подрастающего поколения, зависит, смогут ли они в будущем взять на себя ответственность в роли кормильца семьи или хранительницы домашнего очага.
Многие современные авторы (Заиграева Н. В., Коробейникова И. В и др.) в области психологии и педагогики отмечают недостаточную готовность к будущей семейной жизни большей части молодых людей. Это проявляется в неустойчивости браков, пренебрежении родительскими обязанностями, отказу молодых матерей от новорожденных детей.
Таким образом, невнимание к гендерному воспитанию, к процессу гендерной социализации детей и подростков оборачивается многими проблемами для общества, особенно для такой важной основообразующей его ячейки как семья.
Так же мало изучена гендерная социализация мальчиков и девочек с нарушениями интеллектуального развития. В то время как они представляют собой группу риска. Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Эти нарушения приводят к значительным сложностям при установлении социальных связей и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых.
Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом. Их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели их половое воспитание не считают необходимым.
Отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых подростков.
Педагоги и воспитатели специальных коррекционных учреждений отмечают, что многие из них испытывают трудности при создании семьи, воспитании детей, общении с супругом, вхождение в семью мужа, жены. Их браки оказываются непрочными, часто распадаются или являются неблагополучными.
Современные тенденции отказа от изоляции и возможности интеграции таких лиц в общество, могут привести к усилению неблагоприятного влияния общества на подростков. Возрастает вероятность образования гетеросексуальных связей. Возникает риск нежелательной беременности. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле возникновения сексуальных девиаций и эксплуатации секса.
Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц. Возникает необходимость создания программ гендерного воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.
Таким образом, актуальность этого вопроса определяется также недостаточно разработанным психолого-педагогическим сопровождением процесса гендерной социализации как в теоретическом, так и в практическом плане.
То есть, проблема исследования заключается в противоречии между потребностями практики и отсутствием теоретических исследований в этой области.