МААМ-картинки

«Вопросы гендерной социализации». В помощь педагогам-психологам

Дина Фомина
«Вопросы гендерной социализации». В помощь педагогам-психологам
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерная социализация подростков с умственной отсталостью. Актуальность вопроса, проблематика. Материалы конференции.

Данная тема заинтересовала нас своей актуальностью и новизной. Гендерная психология — совсем новое научное направление, которое лишь начинает заявлять о себе. Сегодня в отечественной психологии, в том числе и коррекционной, появляются много работ, посвященных различным гендерным проблемам. Это свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки.

Публикация «„Вопросы гендерной социализации“, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

Предмет гендерной психологии – особенности психики, связанные с полом.

Выделяют 6 разделов гендерной психологии :

1)психология сравнения мужчин и женщин;

2)психология женщины;

3)психология мужчины;

4)гендерная социализация;

5)психология гендерных отношений;

6)гендерная психология лидерства.

Нас интересует раздел гендерной социализации.

Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.

Перед тем как раскрыть суть темы, хочу задать вопрос залу : «Как вы считаете, почему мужчины и женщины такие разные, в чем суть их психологических и социальных различий

Споры о том, биология или среда определяют выбор человеком тех или иных поведенческих ролей и образа жизни остро стоит перед гендерной психологией.

В настоящее время принято выделять два понятия: пол как биологическая составляющая и гендер как культурный конструкт. Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер».

Традиционно понятие «пол» использовалось для обозначения биологических особенностей, определяющих людей как мужчин или женщин. И именно пол считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. То есть, если ты рожден мужчиной или женщиной, то ты рожден соответственно для выполнения женских или мужских ролей и обязанностей. А особенности психики и поведения, которые свойственны для того и другого пола, определены биологическими задатками.

Но в настоящее время, по мере развития научных исследований стало ясно, что биологический пол не может быть объяснением социальных различий мужчин и женщин.

Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Не набор хромосом а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Но полностью отказываться от биологической составляющей мы не можем, поэтому, сегодня под гендером понимаются генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.

Другой вопрос – как людям приписываются те или иные гендерные роли, как они усваивают нормы и правила поведения в соответствии со своим полом, и отчего все-таки мужчины и женщины такие разные. Ответы на этот вопрос представлены в гендерной психологии. Но слабой стороной ее до сих пор остается отсутствие единых взглядов, и обобщающих теорий. В каждом разделе гендерной психологии существует по нескольку теорий и концепций, раскрывающие те или иные явления. Но все они в известном смысле взаимодополнительны. В рамках нашей курсовой они будут рассмотрены.

Раскроем некоторые основные понятия гендерной психологии :

Гендерная идентичность - осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности.

Для характеристики психологического пола, то есть гендера используют понятия : маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность - это мужественность, представленность в личности человека типично мужских черт характер. Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человека типично женских черт характер. И сравнительно недавно Сандрой Бэм были разработана концепция андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества.

На сегодняшний день во многих странах на основе гендерных исследований изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику. В стороне не осталась и наша страна. Во многих городах России актуален вопрос внедрения программ гендерного воспитания в массовые дошкольные и школьные учреждения. Но это только начало подобных нововведений. Примером может послужить самарский детский сад №108 «Золотая рыбка», который является экспериментальной площадкой гендерного воспитания дошкольников.

Так с чем же связан все возрастающий интерес к данной теме. Для чего необходимо изучение особенностей гендерной социализации детей и подростков?

На развитие личности оказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность, усвоение гендерных ролей. Отклонения в гендерной идентичности личности приводят ко многим психологическим проблемам. Нарушения же в усвоении гендерных ролей может привести к проблемам социализации, межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества в обществе.

К тому же, от того, насколько четко сформированы гендерные представления подрастающего поколения, зависит, смогут ли они в будущем взять на себя ответственность в роли кормильца семьи или хранительницы домашнего очага.

Многие современные авторы (Заиграева Н. В., Коробейникова И. В и др.) в области психологии и педагогики отмечают недостаточную готовность к будущей семейной жизни большей части молодых людей. Это проявляется в неустойчивости браков, пренебрежении родительскими обязанностями, отказу молодых матерей от новорожденных детей.

Таким образом, невнимание к гендерному воспитанию, к процессу гендерной социализации детей и подростков оборачивается многими проблемами для общества, особенно для такой важной основообразующей его ячейки как семья.

Так же мало изучена гендерная социализация мальчиков и девочек с нарушениями интеллектуального развития. В то время как они представляют собой группу риска. Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Эти нарушения приводят к значительным сложностям при установлении социальных связей и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых.

Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом. Их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели их половое воспитание не считают необходимым.

Отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых подростков.

Педагоги и воспитатели специальных коррекционных учреждений отмечают, что многие из них испытывают трудности при создании семьи, воспитании детей, общении с супругом, вхождение в семью мужа, жены. Их браки оказываются непрочными, часто распадаются или являются неблагополучными.

Современные тенденции отказа от изоляции и возможности интеграции таких лиц в общество, могут привести к усилению неблагоприятного влияния общества на подростков. Возрастает вероятность образования гетеросексуальных связей. Возникает риск нежелательной беременности. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле возникновения сексуальных девиаций и эксплуатации секса.

Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц. Возникает необходимость создания программ гендерного воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.

Таким образом, актуальность этого вопроса определяется также недостаточно разработанным психолого-педагогическим сопровождением процесса гендерной социализации как в теоретическом, так и в практическом плане.

То есть, проблема исследования заключается в противоречии между потребностями практики и отсутствием теоретических исследований в этой области.

Публикации по теме:

«Игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий.

«Опыт работы по формированию гендерной принадлежности в младшем дошкольном возрасте» Слайд 1 «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды как одно из условий социального развития дошкольников» Ребенок начинает.

Формирование гендерной идентичности у дошкольников Формирование гендерной идентичности у дошкольников. Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное.

Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение). Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит.

Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды,.

План мероприятий по развитию у детей младшего дошкольного возраста гендерной идентичности (дополнение к проекту) Для того чтобы добиться положительного результата, кроме создания среды, необходимо в повседневную жизнь мальчиков.

Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в совреиенном ДОУ. Бизимова Е. В. ,педагог-психолог высшей категории МБДОУ г. Иркутска.

Вопросы к анализу ООД по изобразительной деятельности 1. Как воспитатель предложил детям перейти от игры к ООД? 2. Вид ООД, тема, программное содержание 3. Предварительная работа (наблюдение,.

Вопросы о здоровьесбережении Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Вопросы реализации ФГОС до Подготовила Иванова И. В., воспитатель. ГБДОУ детский сад 21 Выборгского района Санкт-Петербурга 17.10.2013 Министерством образования и науки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вопросы гендерной социализации». В помощь педагогам-психологам
Опубликовано: 1 сентября 2015 в 13:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Вопросы гендерной социализации». В помощь педагогам-психологам» (включая файлы) размещена пользователем Дина Фомина (УИ 297148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД