Ирина Владимировна Сучек
Вопросы о здоровьесбережении
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы о здоровьесбережении
Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
Публикация «Вопросы о здоровьесбережении» размещена в разделах
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса
Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Совершенствование системы физического воспитания.
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
Организация работы по укреплению здоровья педагогов.
Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Проведение мониторинга здоровья.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ.
Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий Одной из сущностных характеристик здоровьесберегающей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство (дизайн помещений, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности воспитанников и сотрудников): во всех возрастных группах имеются микро-центры физической культуры и здоровья;имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Здоровьесбережение – это создание таких условий образования (образовательного процесса, материально - технического и бытового обеспечения, в которых имеющийся ресурс здоровья не растрачивался бы. (М. А. Беребин)
Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
Примером профилактических и реабилитационных мероприятий могут служить: - точечный массаж (профилактика ОРЗ);
- глазодвигательная гимнастика (система специальных упражнений, производимых органами зрения с целью профилактики нарушений и улучшений зрительной функции);
- гимнастика мозга (специально разработанные упражнения, оказывающие тренирующее и корректирующее воздействие на кору больших полушарий мозга);
- дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления органов дыхания и профилактики заболеваний) и другие мероприятия – общий и профилактический массаж;
- занятия на тренажерах;
- различные виды закаливания в сочетании с физическими упражнениями и плавание, оздоровительный бег на воздухе.
Здоровьесберегающее пространство детского сада – это совокупность условий, организуемых администрацией детского сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии детей и их родителей с целью обеспечения и укрепления здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для работы педагогов.