Марина Николаевна Дьяченко
Формирование гендерной идентичности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной идентичности у дошкольников.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно-ролевых особенностях поведения и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Публикация «Формирование гендерной идентичности у дошкольников» размещена в разделах
По определению ООН, именно гендерные отношения представляют собой одну из главных проблем нашего века. В настоящее время ведутся исследования по проблеме гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция гендерного образования современных школьников.
Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Оно представляет собой постоянное желание принадлежать к полу, противоположному биологическому, в сочетании с выраженным отказом от поведения присущего своему полу.
В том, что ребенок узнает о своей половой принадлежности, имеется по крайней мере два взаимозависимых компонента: связанное с полом поведение и представления о половых особенностях.
В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту. Но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. В детских садах, например, девочек чаще всего можно видеть играющими с куклами, помогающими накрывать на стол; они проявляют больший, нежели мальчики, интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста строят из конструктора, играют с машинками, шалят.
Иногда это типичное для пола поведение излишне подчеркивается или превращается в обязательное. Поло ролевые стереотипы – это укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть мужское и женское поведение.
Как происходит усвоение половых ролей? С образцами для подражания и с системой поощрений и наказаний, помогающей отличить приемлемое для их пола поведение от неприемлемого, дети сталкиваются уже в младенческом возрасте. Мальчиков с первых лет жизни общество подталкивает к принятию маскулинных стереотипов физической активности и отваги.
Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для дошкольного периода. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период.
Обычно считается, что развитие гендерных схем – является отчасти следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти – результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребенок может наблюдать. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которая в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить, как одежду или прическу. Дошкольник может вполне поинтересоваться у отца, кем он был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок. Они достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола.
Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитие этих понятий вносят определенный вклад литературные произведения, кино и телевидение. Полоролевые образы, появляющиеся на телеэкранах в последние годы, остаются в целом устойчивыми и традиционными.
Тридцать лет назад родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.
В одном и том же человеке могут сосуществовать позитивные мужские и женские качества. Эта смесь человеческих качеств образует то, что называют андрогинной личностью. Она формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов. Раньше родители допускали подобное поведение, главным образом, у девочек. Сохраняемая в течении всей жизни андрогинная половая идентичность, которая сочетает в себе черты маскулинности и феминности, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими, что достигается, когда родитель одного с ребенком пола показывает ему образец андрогинного поведения, а родитель противоположного пола поощряет подобные действия.
Продолжение следует.