Анна Симора
Конспект занятия «Волшебный сундучок деда Грамотея. Звуки [З] и [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей со звуками «З» и «С»
Создание условий для развития речи у детей, расширения активного словарного запаса, развитие фонематического слуха. Продолжать активизировать устную речь.
Задачи:
Образовательные:
• Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
• Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Развивающие:
• Развивать интонационную выразительность речи;
Публикация «Конспект занятия „Волшебный сундучок деда Грамотея, Звуки [З] и [С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, ориентировку в пространстве;
• Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
• Развивать мелкую моторику рук и движений.
Воспитательные:
• Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
• Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.
Демонстрационный материал: волшебные ключи, наглядный материал к заданиям, волшебный сундучок, карточки с иллюстрациями, синие и красные кружочки
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, предварительное знакомство со звуками и их произношением.
Методические приё мы:
Наглядная: иллюстрации к сказкам, волшебный сундучок, картинки,
Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.
Ход занятия :
1. Организационный момент.
Психогимнастика
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день! ;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся. Все вместе скажем: «Здравствуйте!»
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
2. Основная часть занятия
Воспитатель:Но прежде чем начать искать ключики проведем пальчиковую разминку.
«Что принёс нам почтальон?»
Что принёс нам почтальон?
(сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.
(«шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением предмета. Что это за предмет?
Дети: ДОМ
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове ДОМ. Какой первый
звук?
Дети: Д-д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: зубы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный. Обозначается синим кружочком.
Выставляют на доску синий кружочек.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: КРАСНЫЙ.
Выставляем на доске красный кружочек.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2) Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
4) Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
5) У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
6) Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физкультминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку от деда грамотея :
Стукнешь о стену, а я отскочу,
Бросишь на землю-а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу-
Смирно лежать я никак не хочу.
Дети: мячик. Дети достают ключ около мячика.
Задание №3
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» третий замок).
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку от деда грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Слушайте четвертое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «З» : зефир, заварное, зерно,.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» в замок.
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
А задание здесь следующее. Вам необходимо по очереди повторить чистоговорку. Кто правильно повторит, тот получит картинку.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.
Вы получили картинки, посмотрите, что на них нарисовано. Поиграем в игру «Один-много». Я буду называть предмет в единственном числе, а вы во множественном. Называет тот, у кого такая же картинка.
Шапка – шапки
Шарф – шарфы
Лягушка – лягушки
Шишка – шишки
Шар – шары
Ромашка – ромашки
Машина – машины
Шляпа – шляпы
Груша – груши
Карандаш – карандаши
Матрешка – матрешки
Подушка – подушки.
Дети получают пятый ключик!
Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе – Ты и Я,
Потому что мы друзья.
Ребята спасибо вам за старание,
Забавы закончены, всем «До свидания!»
Приложение 1.
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»