Елена Сырачева
«Волшебная сумка воспитателя!» Методическое пособие для развития детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предоставляю вашему вниманию методическое пособие " Волшебная сумка воспитателя"-средство развития детей младшего возраста.
Для обеспечения двигательной активности у детей, повышению творческих и познавательных возможностей необходимо создание развивающей среды.
Публикация «„Волшебная сумка воспитателя!“ Методическое пособие для развития детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Оптимальный выход мы увидели в изготовлении пособия «Волшебной сумки воспитателя». Помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, с помощью данного пособия обеспечивается психо - эмоциональный комфорт ребенка, интересная и содержательная жизнь в ДОУ, формируется основа будущего поведения в обществе. «Волшебная сумка воспитателя» предназначена как для самостоятельной игры детей, так и для совместной деятельности со взрослым. Ее использование является многоцелевым и многофункциональным.
Сумка имеет форму прямоугольника 70 х 50 х 45 см.
Фото 1. Внешний вид сумки
Сумка выполнена из легкообрабатываемого материала (виниловой кожи красного цвета, не имеет острых углов, благодаря чему соответствует гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Сумка проста, мобильна, вместительна, снабжена длинными ручками, с помощью которых ее можно носить на плече. Закрывается сумка при помощи липучек.
Яркую, привлекательную сумку украшает аппликация «Солнышко» -
любимый символ детей.
На внешней стороне находится прозрачный карман размером 15 х 20 см, в котором помещены яркие предметные картинки, обозначающие виды пособий.
«Секрет» сумки заключатся в том, что в ней лежат три панно - полотна с пришитыми на них карманами – «домиками», в которых находится атрибутика разных видов деятельности: физкультурно-оздоровительных занятий; познавательной деятельности; разнообразных игр и т. д.
Фото 2. Внешний вид панно для повышения двигательной активности
Фото 3. Внешний вид панно для игры с песком и водой
Фото 4. Внешний вид панно для познавательной деятельности
Полотна выполнены из виниловой кожи: красного и синего цвета. Они имеют форму прямоугольника размером 170 х 50 см. На каждом полотне пришиты по четыре кармана желтого цвета размером 45 х 45 х 10 см. Каждый карман снабжен застежкой: пуговицей, липучкой, пряжкой или кнопкой. Эти застежки стимулируют моторику кистей, пальцев рук малыша, развивают координацию и точность движений, формирую настойчивость в достижении цели, что особенно важно для детей раннего возраста. Эта деятельность благотворно влияет на общее развитие малыша, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В «домики» - карманы вкладываются атрибуты, необходимые для игры и обучения. Содержание карманов меняется от занятия к занятию.
Чтобы дети ориентировались в содержании карманов, снаружи на них нашиты маленькие прозрачные карманчики, куда вкладывается рисунок с изображением оборудования, лежащего в кармане.
Фото 5. Рисунок с изображением оборудования
Яркие цветные картинки на карманах- «домиках» побуждают малыша делать выбор, размышлять.
Эта деятельность благотворно влияет на общее развитие малыша, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Комплектование сумки пособиями для разных видов деятельности игрушками происходит в зависимости от содержания и задач, решаемых педагогом, что придает пособию особую значимость.
Выносятся полотна в сумке. Они крепятся на крючки при помощи петель к веранде, рядом стоящим деревьям, к ограждению участка или к специальной подставке в разных местах игровой площадки так, чтобы, играя, дети не мешали друг другу.
Фото 6. Крепление полотен на крючки при помощи петель к ограждении
Ценность пособия заключается в его мобильности: руки педагога свободны, а это очень важно для воспитателя групп раннего возраста.
Формы работы с сумкой
Мы используем сумку в разных формах организации педагогического процесса:
- на прогулках, когда необходимо взять с собой большой выносной материал (летом сумка используется практически ежедневно);
- на физкультурных занятиях, проводимых на открытом воздухе, а также во время карантинов и иных запретов на посещение спортивного зала;
- на музыкальных занятиях для развития творческого потенциала, инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок, атрибутов и костюмов для игр.
- в игровой деятельности при проведении сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр для комплектации, переноски и упорядоченного хранения атрибутов;
- на развлечениях, досугах, играх-забавах в аттракционах, сюрпризных моментах, шутках, загадках, фокусах;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в адаптационном периоде, когда работа с детьми должна быть насы-щена в эмоциональном, познавательном, социальном отношении;
Фрагменты игр, связанные с использованием сумки
Воспитатель (обращается к пришедшему ребенку): Здравствуй, Ванечка. Посмотри, какие красивые домики (указывая на панно с карманами). Хочешь посмотреть, кто в них живет? Давай мне руку, пойдем по дорожке. (Ходьба по дорожке сопровождается проговариванием потешки «Маленькие ножки шли по дорожке»)
Воспитатель (звонит колокольчиком): Никто не отвечает, наверное, спят. Ванечка, попробуй, позвони громче.
Ванечка (звонит колокольчиком): Кто, кто в теремочке живет? (Если ребенок говорящий, спрашивает он).
Фото 7. Работа с ребенком в адаптационный период
Воспитатель (доставая из кармашка игрушку): Я – лисичка - сестричка, а ты кто?
Ванечка: Я – Ваня (если ребенок не говорит, диалог поддерживает воспитатель).
Воспитатель: Это мальчик Ванечка; он пришел с тобой поиграть.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть с лисичкой: покатать его на машине, угостить пряничком и т. п.
После этого педагог просит ребенка самостоятельно позвонить в колокольчик, открыть карман и взять игрушку.
Фото 8. Снятие стрессовой ситуации с ребенка
Воспитатель предлагает ребенку поиграть с лисичкой: покатать его на
машине, угостить пряничком и т. п.
Аналогично проводится работа с каждым ребенком, испытывающим чувство страха. Воспитатель старается поддержать интерес к игре как можно дольше, используя другие карманы, где лежат разные игрушки.
Малыши получают массу положительных эмоций и большое удовольствие от игры, а это оказывает благотворное влияние на общее развитие, помогает стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Загадки и отгадки
Вторая младшая группа
Цель: развитие речи ребенка.
Задачи:- развитие воображения у детей;
- развитие внимания;
- Развитие речи.
Оборудование:
-сумка;
- панно;
- игрушки (медведь, зайчик, лисичка, волк, два ежа, белки);
- картинки в карманчиках (те же).
Комплектует сумку педагог.
Воспитатель обращает внимание детей на панно, говорит, что в карманах спрятались зверюшки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:
Белый и пушистый, в лесу живет,
Скачет: прыг – скок.
(Заяц.)
Если дети затрудняются ответить, то из кармашка показываются длинные белые ушки. Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и предлагает позвать зайца и рассмотреть его.
- Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.)
- Какого цвета наш зайчик? (Белого.)
- Заяц белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? (В лесу.)
Игра продолжается, пока дети не отгадают все загадки. Для повторного проведения игры воспитатель или дети могут поменять картинки в карманчи-ках.
Примечание. В средней группе дети могут сами загадывать загадки своим товарищам или взрослому.
Иллюстративные материалы
Фото 9. Дети находят и берут спортивный инвентарь по словесному указанию педагога.
Фото 10. Фрагмент развлечения, связанный с использованием сумки
Фото 11. Фрагмент «сюрпризности», связанный с использованием сумки
Фото 12. Дети самостоятельно находят и кладут предметы для игры с песком в карман