Татьяна Павленко
Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
«Главное в человеке – это не ум,
а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Ф. М. Достоевский
На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
И такую, проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и то, каким оно будет завтра у них, зависит от того, какими мы воспитаем их сегодня.
Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.
Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно, уже в дошкольном возрасте посеять в маленьких гражданах семена таких понятий, как Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения людей. Ведь, то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Сегодня, одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал : «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Тем самым, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Но, не стоит забывать, что большая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся работа в данном направлении должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и семьи. Для ребенка, огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Задача воспитателя, включить в активную работу родителей, помочь осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами. Общими усилиями, помочь, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.
А самое главное, что метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
На протяжении последних лет были разработаны и реализованы следующие проекты :
«Единство – наша сила». Проект - групповой, краткосрочный, познавательно-творческий.
Цель проекта : Развитие познавательного интереса детей к истории своей страны, воспитание чувства патриотизма, способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией к национальным праздникам.
Продукт проекта : выставка детских рисунков «Мы дружбою своей сильны, и Родиной своей Горды», тематическое развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды».
«Спешите делать добро!» Проект - групповой, интегрированный, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Цель проекта : повышение нравственных качеств личности дошкольников, предоставив возможность проявить социальную активность, через совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Продукт проекта : театрализованное представление для детей с ограниченными возможностями «Муха Цокотуха», благотворительная акция «От чистого сердца» - сбор одежды, школьных принадлежностей, игрушек, вещей, книг для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Проект - групповой, творческий, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Цель проекта : формирование у дошкольников гражданской позиции, духовно-нравственных чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, вкладе детей и взрослых в победу нашего Отечества.
Продукт проекта : оформление фотоальбома из семейного архива семей воспитанников «Бессмертный полк», участие в смотре-конкурсе чтецов среди воспитанников МАДОУ «Детский сад № 3», посвященный 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. "Стихи, рожденные войной. ", акция «Георгиевская ленточка», участие в движении праздничного шествия к памятнику погибшим Верхотурцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г., а также в шествии «Бессмертного полка».
«Верхотурье – моя малая Родина». Проект - групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта : повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств личности, способствующего воспитанию чувства гордости и любви к своему родному городу, применяя различные формы и методы организованной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста.
«Сундучок русских народных сказок». Проект - групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.
Цель проекта : развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей, формирование представлений о духовно-нравственных ценностях через сказочных героев русских народных сказок.
Продукт проекта : выставка рисунков «Герои русских народных сказок», создание альбома из фантиков «Герои сказок», семейное изготовление книг своими руками «Моя любимая сказка», театрализованное представление с участием детей «Теремок», театрализованное представление с участием родителей «Заюшкина избушка».
«В гости к дедушке Фольклору». Проект - групповой, позновательно-творческий, долгосрочный.
Цель проекта : приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, через ознакомление и проведение народных фольклорных праздников.
Продукт проекта : игровая программа с участием родителей «Коляда, Коляда в детский сад пришла», фольклорный праздник «Весенние посиделки с мамочками».
Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.
В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию духовно-нравственных чувств, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Мы считаем, что метод проектной деятельности актуален и очень эффективен для формирования духовно-нравственного воспитания.
В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской старине. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Ведь именно от нас зависит сегодня, какими будет наше подрастающее поколение, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное с раннего детства.