Артемьева Валентина Викторовна
Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение.
Воспитывать человека – значит определять судьбу нации.
Святейший Патриарх
Московской и всея Руси
Алексей II
Известно, что нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое называется – наши дети. Это будущее в существенной степени зависит от нас, педагогов и специалистов ДОУ, от того, что мы сможем дать этим детям, чему их научить и какие примеры им подарить.
Публикация «Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Как показывает практика, дошкольный возраст – яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность, успех становления которой зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы духовности и нравственности.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка душеспасительную атмосферу, дать пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО предусматривает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Данная установка позволяет приобщить дошкольников к народным традициям, основанным на православной культуре, развить у ребёнка такие нравственные качества, как доброта, милосердие, человеколюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, т. е. помогает формировать общую культуру личности современного дошкольника.
II. Основная часть.
В течение многих лет в нашем детском саду ведётся целенаправленная работа по православному воспитанию детей.
Мы считаем, что важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Эти праздники обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. В основе русской культуры определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни.
При организации православных праздников ставим перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания :
• познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным;
• воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному посёлку, Отечеству;
• помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками;
• познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями.
Введение государственных образовательных стандартов дошкольного образования предъявляет высокие требования к современному педагогу ДОУ, поэтому при подготовке к православным праздникам руководствуемся следующими педагогическими принципами:
• высокие требования к профессионализму педагога;
• искреннее, чуткое отношение к детям;
• наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в частности, праздников;
• формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
• закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
• взаимодействие с социальными партнерами: семьей, Казанским Храмом, КСОШ №1, редакцией газеты «Светлый Путь»;
• непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;
• положительная окраска любой деятельности, которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.
Успех каждого мероприятия зависит от плодотворной предварительной работы, поэтому в нашем детском саду выработана технология подготовки православных праздников :
• подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария;
• подготовка наглядных материалов и атрибутов православного праздника; оформление зала;
• оформление творческих выставок и конкурсов рисунков, поделок, рассказов;
• обогащение знаний и представлений детей в разных видах детской деятельности, обозначенных во ФГОС ДО в ходе совместной и индивидуальной образовательной деятельности, при посещении Храма;
• использование инновационных технологий, методов и приё мов: чтение произведений, рассказов, заучивание стихотворений, общение на православные темы, образовательные ситуации на нравственные темы;
• работа с педагогическим коллективом, родителями.
Хочется отметить, что активными участниками православных праздников становятся все участники образовательного процесса детского сада : педагоги, специалисты, наши воспитанники и их родители. Для проведения праздников подбираем материал так, чтобы наполнить деятельность ребёнка радостью и смехом, дать в доступной, соответствующей возрасту ребёнка необходимый запас православных знаний.
В сценарии праздников мы включаем песни о добре, о дружбе, о Родине, о маме, русские народные игры, фольклорные танцы, православные сценки с участием детей и взрослых. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания. При этом радостно видеть, как православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Сценарии православных праздников составляем на основе хорошо знакомых дошкольникам сказочных сюжетов, которые позволяют донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия. Стараемся, чтобы все дети могли проявить свои способности, участвовали в общем веселье. Хочется отметить, что театральная деятельность, организованная педагогом совместно с детьми, позволяет детям через сказочные сюжеты и образы выразить знания и представления о духовности и нравственности.
Как показывает практика, особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Помогают нам в этом родители: изготавливают костюмы и атрибуты, декорацию.
Мы убедились в том, что православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в школе при изучении курса Основ православной культуры.
Сказочный сюжет, стихи, песни, хороводы, репродукции картин известных художников – все это служит решению основных задач: помочь ощутить радость православных праздников, привить любовь к Родине и родной культуре, напомнить об общечеловеческих ценностях: любви, уважении, искренности, доверии.
Остановимся на проведении православных праздников в нашем детском саду. Начинается учебный год праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем.
Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова, радостью светятся глаза детей, когда они поют рождественские песни, читают стихи о празднике, инсценируют отрывки из сказок. К празднику изготавливаем вертеп с рождественской звёздочкой, а мерцающая ёлка и костюмы придают празднику волшебство. В гости к детям приходит священнослужитель, из уст которого они слышат рассказ о празднике.
Праздник всех праздников - Святая Пасха. При подготовке к этому празднику проводим беседы о том, как православные люди готовятся к нему, рассказываем о великой радости людей в День Воскресения. Праздник производит яркое впечатление как на детей, так и на взрослых, так как он полон общей радости и ощущения Чуда. Благодатно воздействует на души детей участие в общем празднике настоятеля Казанского Храма. Дети поют песни, читают стихи, играют в игры, дарят друг другу писанки, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. В группах оформляются пасхальные выставки из работ, сделанных детьми и их родителями.
К. Д. Ушинский писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».
В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.
Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Этот праздник проходит 8 июля, он имеет прекрасный нежный символ – ромашку. В Концепции празднования Дня семьи, любви и верности, предложенной на государственном уровне в Год семьи (2008, обозначена главная задача праздника. Она состоит в том, чтобы со временем он занял своё, уникальное место в сознании российского народа, особенно молодежи, потеснив чуждые, прозападные аналоги. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них – добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.
Радует то, что в светском празднике «День народного единства», который мы отмечаем 4 ноября, отражаются христианские понятия о долге защиты Родины, о дружбе. На этом празднике мы знакомим детей с историческими событиями, рассказываем о вере людей в Бога, о почитании Богородицы, о её помощи защитникам России, о подвиге патриарха Русской земли Ермогене, о Дмитрии Пожарском и Кузьме Минине, о святом угоднике Сергии Радонежском. Дети искренне исполняют песни, стихи о нашей заступнице.
В день 14 марта Православная Церковь празднует День Православной книги. Это новый праздник, но, без сомнения, у него большое будущее. Этот праздник празднуется и у нас в детском саду, и каждая группа имеет свой православный книжный уголок. С интересом рассматривают дети православные книги, принесённые отцом Сергием, настоятелем Казанского Храма, слушают его рассказы, смотрят представленные воспитателями презентации о возникновении книг.
III. Заключение
Календарные православные праздники несут в себе огромную воспитательную и нравственную нагрузку. Приобретенные знания детей станут фундаментом для дальнейшего изучения основ православной культуры в школе.
Таким образом, проводя работу по ознакомлению дошкольников с главными православными праздниками, мы воспитываем ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным и сострадательным, верящим в добро, готового всегда прийти на помощь нуждающимся – вот наша главная задача.
Список используемых источников:
1) Потаповская О. М. «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности». Москва: Школьная пресса, 2009;
2) Гладких Л. П. Программа «Мир - прекрасное творение», науч. -метод. пособие для педагогов детских садов; Курск. гос. ун-т. — Курск, 2008;
3) Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, разработанная в ДОУ ( составители: заведующий Дешевых Т. А., старший воспитатель Литвинова С. И., воспитатель Артемьева В. В.);
4) Авторские методические рекомендации проведения православных праздников в ДОУ;
5) Авторские конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.