Людмила Третьякова
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации программы - 2016 -17 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривает возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Данная рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности (образовательного процесса) учителя - логопеда с воспитанницей младшей группы имеющей логопедическое заключение РМППК «Общее недоразвитие речи, осложненное моторной алалией».
Публикация «Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР» размещена в разделах
Программа направлена на коррекцию системного нарушения речи, в том числе лексико-грамматического и фонетико- фонематического компонентов речевой системы, связной речи, а также на обеспечение оптимальных условий для устранения речевых недостатков у воспитанника 4-летнего возраста с Тяжёлым нарушением речи (далее ТНР, на предупреждение возможных трудностей при усвоении программы следующего возрастного периода и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в дальнейшем в школу. Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития детей, имеющих различные нарушения речи, оказания им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы, а также их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Данная программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Адаптированной основной образовательной программы МАДОУ№209.
После проведенного логопедического обследования у воспитанницы Меснянкиной Маргариты были выявлены следующие недостатки:
I Нарушения импрессивной речи:
- номинативная стадия
Хорошо понимает обращенную речь. Но долго слушать собеседника не может, так как теряет интерес, говорит, что устала, может переключиться на другой вид деятельности. На бытовом уровне достаточная. В учебной деятельности снижена.
II Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- свистящие и шипящие – искажения. Соноры– отсутствие. Фонематический слух грубо нарушен (замена звуков, нестойкое употребление звуков в речи, снижение слухо-произносительной дифференциации звуков)
III Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:
-зачатки общеупотребительной речи, лепетных слов, появились общеупотребительные хотя и искаженные.
- дограмматическая стадия
IV Слоговая структура слова грубо нарушена (выделяются пропуски, замены слогов, перестановки внутри слогов)
Цель программы :
Организация системы логопедической помощи ребенку с ОНР (уровень 2) и ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы МАДОУ, обеспечение коррекции и устранения речевых нарушений.
Задачи программы :
Развитие понимания речи, расширение импрессивного словаря.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Развитие навыков связной речи.
Формирование мыслительных операций анализа-синтеза, сравнения, обобщения, классификации с использованием речевого материала.
Целевые ориентиры освоения «Программы» ребенка с ТНР
проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
использует различные виды интонационных конструкций.
Описание места курса в содержании АООП
Данный курс составлен на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программыМАДОУ№209.
Коррекционная работа осуществляется в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 15-20 минут. Сроки коррекционной работы в целом определяются степенью тяжести нарушения речи и индивидуальными особенностями ребенка, в связи с этим могут быть скорректированы в течение учебного года.
Содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены :
• входящая (первичная) диагностика;
• текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
• итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Приоритетные направления работы:
Работа по реализации программы разбита на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап носит пропедевтический характер, основная цель - выработка необходимых качеств у детей для реализации основного этапа. Работа на подготовительной этапе осуществляется по нескольким направлениям:
формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно пространственных представлений;
формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Работа на подготовительной этапе осуществляется по следующим направлениям:
формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи;
формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;
формирование синтаксической структуры предложения;
коррекция нарушений фонетической стороны речи;
коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Данные направления тесно взаимосвязаны друг с другом, оказывают влияние или являются предпосылками одно для другого. В средней группе с учетом дальнейшей образовательной перспективой воспитанников приоритетными направлениями работы являются: развитие обще-речевых навыков, пассивного и активного словарей, коррекция звукопроизношения, формирование связного высказывания и грамматического строя речи. Организация данной программы имеет свои особенности: учет возрастных возможностей; проведение упражнений только в игровой форме; использование большого количества наглядности, дидактических игр, пособий, игрушек. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.